блоков, используемых в автомобилях США, и 75% других важнейших компонентов
автомобилей141.
В 2000 г. в Мексике насчитывалось уже около 2 тыс. сборочных заводов, на которых
трудилось 1,34 миллиона рабочих. На эти заводы приходилось свыше половины экспорта
страны. По мексиканским законам для таких предприятий разрешена 100-процентная
иностранная собственность, а ввоз для них машин, оборудования, узлов и материалов не
облагается налогами. Для экономики США это не только источник дешевой рабочей силы,
но и «кризисонеустойчивые» предприятия, которые желательно иметь вне собственных
границ. Так, в 2001 г. при экономическом спаде в США в Мексике было закрыто около 500
таких заводов и уволено 250 тыс. работников без всяких социальных гарантий142.
Очевидно, что взятый в нашем примере Фольксваген в очень большой мере создан
трудом мексиканских и бразильских горняков, металлургов, станочников, слесарей. Они,
имея такую же квалификацию, как и их коллеги в ФРГ, получают за час работы в 15-18 раз
меньше, чем их немецкий брат по классу (по данным Давосского форума, зарплата
рабочих одинаковой квалификации составляла в середине 90-х годов в ФРГ 20 долл. в час, а
в третьем мире 1-2 доллара).
И эта разница перераспределяется, через налоги и цены, на всех немцев и даже на всех
объединенных европейцев машина поступает на оптовый рынок по цене гораздо более
низкой, чем если бы она целиком делалась в Европе. Более 90% этих машин покупают
жители Запада, в том числе испанские рабочие и профессора. Покупая фольксваген,
изготовленный в ТНК, а не в чисто немецкой фирме, испанский оптовый торговец экономит
очень большую сумму, которой делится с каждым покупателем, в том числе студентом или
рабочим.
Кто же дарит ему эти деньги? Природа, культура и труд Бразилии. Как образно
выразился один латиноамериканский экономист, сегодня Запад добывает из Латинской
Америки машины и даже электронику, как раньше добывал каучук и олово. Ведь, согласно
трудовой теории стоимости, никакого насилия и обмана тут нет рабочая сила бразильского
рабочего воспроизводится за 1 доллар в час, столько она и должна стоить. А немецкого
рабочего за 20 долларов, и меньше никак нельзя.
В Бразилии на производство рабочей силы работают, по выражению Маркса, силы
природы, которые ничего не стоят капиталисту теплый климат, легко рожающие добрые
женщины, огромная человеческая масса трущоб, в лоне которых выращиваются сильные
юноши до рабочего возраста, почти бесплатная масса полицейских, которые контролируют
поведение этих рабочих.
Какая то часть так умело сэкономленных при производстве автомобиля денег,
конечно, возвращается в Бразилию -тем, кто и там покупает фольксвагены. Эти люди
играют важную роль в поддержании такого порядка, что мы видим сегодня и в России.
Осознание этого факта для честных американцев и европейцев, конечно, драма. Но
они-то могут ее пережить. Это драма богатого человека, узнавшего, что его вполне законные
доходы слегка неправедны . Что тут поделаешь закон есть закон. Уж в таком обществе
мне выпало жить, философски сокрушается этот честный человек, выпивает хорошего
виски с содовой, кидает монету в благотворительную кружку, и дело с концом.
Испанским студентам и профессорам было не очень приятно увидеть на доске все эти
расчеты, но они признали их рациональными. У наших российских интеллигентов получить
такое признание пока что удается редко. Мы свои мечты лелеем сильно. Угробили хозяйство
своей второй в мире экономической державы, остались на бобах и без всяких надежд на
услужливую помощь чужого труда и грезим наяву. Мы даже на жалость не можем
рассчитывать таких дураков грех жалеть, на нашем примере все детей учить будут. Был,
мол, такой странный народ нефть отдал Ходорковскому, алюминий Абрамовичу,
Уралмаш Кахе Бендукидзе. И спокойно пошел вымирать. Загадочная русская душа
Может показаться, что вопрос что лучше капитализм или советский строй?
слишком уж велик, не охватишь. На самом деле, когда нас уговаривали отказаться от своего
|