Известно, в каком доме около метро Юго-Западная в Москве снимался фильм, вот и
возьмем нынешнюю рыночную цену этой квартиры 100 тыс. долларов, что эквивалентно
зарплате нынешней учительницы за 100 лет. Нет, такую добавку к зарплате ни учительница,
ни врач застойного времени не замечают. Как не замечают и того, что на ту маленькую
зарплату они могли без большого потрясения для своего кармана полететь на самолете, взять
такси и т.д. Они, как дети, не знают, что все это стоит больших невидимых денег, которые и
даются им как часть платы за их труд на общее благо. На Западе полоска пластилина
больше!
Вот драматический пример неспособности взвесить два явления (блага), охватив
одним взглядом их ценность и цену . Речь идет о кризисе теплоснабжения в РФ, который за
последние 13 лет дозрел до стадии техносферной катастрофы. Вызван он попыткой
перевести эту специфическую отрасль на рыночную основу. Но необходимой предпосылкой
к этому было полное равнодушие общества к предупреждениям об опасности этого шага.
Это проблема общественного сознания, связанная с тем, что активная и влиятельная часть
общества не ценит отопления как жизненно важного и очень дорогого блага, как не ценит и
той технической и социальной системы, которая это благо производит и доставляет в
жилища.
Не зная, как устроена эта система и не ценя ее, влиятельная часть общества абсолютно
равнодушно приняла известие о том, что эта система будет реформирована и переведена на
рыночные принципы. Тепло из уравнительно и почти автоматически распределяемого между
гражданами РФ блага превратится в товар, который придется покупать, который может
вдруг резко подорожать а то и стать дефицитным. Никакого интереса и никакого волнения
это известие не вызвало.
Для большинства граждан батарея отопления в их комнате казалась просто куском
железа, излучающим тепло. В советское время этот кусок железа излучал тепло согласно
плану, перешли на рыночные рельсы он излучает тепло за деньги. Не будешь платить
деньги кто-то там закроет какой-то кран, и батарея перестанет тепло излучать. Покуда
деньги есть, беспокоиться не о чем.
Такие люди не знают и не думают о том, сколько килокалорий нужно, чтобы обогреть с
октября по май их квартиру, сколько газа надо сжечь для этого в котельной или на
теплоцентрали. Или даже попроще сколько дров надо купить, напилить и наколоть, чтобы
протопить зимой среднюю русскую избу. Они не могут даже приблизительно сравнить это
количество дров или газа с тем, что тратят на отопление такого же жилища во Франции или
Англии.
Во время перестройки одним из фетишей, почти атрибутов счастья, стал
видеомагнитофон (это даже отражено в нескольких художественных фильмах). Люди ахали,
когда попадали за границу и видели, что он стоит всего 300 долларов в Москве этот ящичек
можно было продать за такую сумму, что хватало обставить квартиру хорошей мебелью.
Советская жизнь без видео казалась жизнью бедняка
Верхняя Вольта с ракетами, но без
видео. Многие молодые люди чувствовали себя обделенными, батареи центрального
отопления грели их тело, но совсем не грели душу, и молодые люди их не замечали. Если бы
тогда такого молодого человека спросили А сколько стоит на Западе то тепло, которое
излучают твои батареи за год?, он бы, скорее всего, возмутился. Какая, мол, чушь, зачем
говорить о такой мелочи.
А ведь по западным ценам его батареи излучают только за месяц столько тепла,
сколько стоит видеомагнитофон. В советское время он, не шевельнув пальцем, без проблем и
с полной гарантией получал за год в виде тепла сумму денег, равноценную семи
видеомагнитофонам и при этом хотел, чтобы ту жизнь ликвидировали. Он хотел, чтобы
ему и в России устроили жизнь, как на Западе с видео. Об отоплении он при этом не
подумал. Вот оно и разрушается.
Очень часто с помощью чисел характеризуют расплывчатые, не поддающиеся
измерению величины, причем нередко эти числа приводят с высокой точностью, что
|