ниже, чем в Индии. При таком подходе тезис о низкой эффективности применения
удобрений в СССР становится весьма сомнительным урожайность при переходе к
агротехнике с удобрениями выросла в СССР в 3 раза. И даже после этого, при относительно
высоком базовом уровне урожайности, эффективность использования удобрений в СССР
была по сравнению с Индией очень хорошей: отношение прирост сбора зерна/прирост
внесения удобрений в 1985-87 гг. по сравнению с 1974-76 гг. был равен в СССР 0,15, а в
Индии 0,18.
Что же касается Индии, США и т.д., то их сравнения с СССР здесь вообще абсурдны.
Почвенно-климатические условия несоизмеримы, а удобрения лишь один из многих
факторов плодородия. Удивляться приходится авторам книги.
А вот, на с. 180 те же авторы предлагают другой тезис и в доказательство
количественный показатель. Они пишут о крайней неэффективности лесной
промышленности в СССР: О высоких потерях при переработке древесины свидетельствуют
следующие данные: из 1 тыс. м3 древесины в бывшем СССР получали 6,1 т фанеры, 18,9 т
древесно-стружечных плит и 28 т бумаги и картона, а в Финляндии, соответственно, 13,5;
13,5 и 190 т. Это будет покруче логики Н.П.Шмелева!
Вчитайтесь в этот образец экологической мысли. О чем свидетельствуют эти данные?
На мой взгляд, о деградации рационального мышления. Где логика, эта полиция нравов
интеллигенции? Ведь если следовать авторам, то в Финляндии потери при переработке
древесины составляют более 2/3 (если принять удельный вес древесины за 0,7 т/м3). Что за
чушь! Куда девалось остальное у рачительных финнов? И при чем здесь фанера? В Швеции
из 1 тыс. м3 древесины получают всего 1,5 т фанеры так что, там немедленно надо
перестройку проводить?
И ведь какая невинная подтасовка авторы просто взяли список изделий из древесины
и выкинули из него главное по объему производство пиломатериалы . В СССР их из 1 тыс.
м3 делали 281 м3, а в Финляндии только 150 м3. О чем это говорит? Только о том, что
финны специализировались на производстве бумаги. Можно спорить о том, нужно ли нам
было столько досок, но это совершенно другой вопрос, авторы же вели речь о потерях при
переработке древесины. Но разве доски являются потерями? Чтобы не искать адекватных
данных, служащих разумным показателем этих потерь (если эти потери действительно
велики), авторы просто идут на подлог интеллигентный читатель проглотит. Об этом у нас
и речь идет если бы интеллигентный читатель такие вещи не глотал, то процесс деградации
мышления был бы остановлен. А так, показатели вроде фанеры на каждом шагу, причем
в академических изданиях.
Наконец, третий элемент триады категорий, необходимых для разумной постановки
задачи по достижению любой цели
критерий
. Он, подчиняясь цели более высокого
порядка, отражает представления о добре и зле, исходя из которых ставится задача. В общем
случае, можно сказать, что критерий достижения цели есть инструмент, позволяющий при
выполнении программы изменений зафиксировать то состояние дел, когда реформатор
может сказать это хорошо!. Когда Фауст, преобразуя местность и видя плоды трудов,
воскликнул Мгновенье, ты прекрасно, остановись, постой!, то это значило, что состояние
изменяемой системы соответствовало тому критерию прекрасного, что сформулировал для
себя Фауст. Не имея критериев оценки, в принципе невозможно рационально
программировать свою целенаправленную деятельность.
Неверный критерий означает, как правило, неверную постановку цели, что обычно
обнаруживается поздно и нередко с самыми печальными результатами. Во всех культурах
этому посвящены многочисленные притчи, сказки и пословицы. В большинстве типичных
ситуаций ошибка в выборе критерия оказывается связанной и с ошибочным определением
показателя и параметра. Классическим является миф о царе Мидасе, который в награду за
услугу попросил для себя у богов чудесного свойства превращать в золото все то, к чему он
прикоснется. Цель была сформулирована неверно, т.к. неверным был критерий достижения
цели превращение в золото всего , к чему прикоснешься. Мидасу пришлось умолять богов
|