идеологов из окружения Рейгана, которые заведомо завышали уровень советских военных
расходов. В.В.Шлыков отмечает: Надо сказать, что давая свои оценки военного бремени
СССР, ни М.Горбачев, ни генерал В.Лобов, ни академики О.Богомолов и Ю.Рыжов никогда
не приводили никаких доказательств и расчетов в подтверждение своих слов. Однако
нетрудно заметить, что эти оценки поразительно напоминали те показатели, которыми
оперировал Пентагон и его эксперты, обвиняя ЦРУ в недооценке советских военных
расходов.
ЦРУ эти обвинения не признавало. В.В.Шлыков продолжает: ЦРУ твердо стояло на
своем и утверждало, что военные расходы СССР в 1989 году никак не превышали 130-160
млрд. рублей, то есть составляли не более 15-17% ВНП. Приведенные же выше оценки
М.Горбачева, В.Лобова и других именитых советских политиков и специалистов о гораздо
бoльших (по сравнению с данными ЦРУ) масштабах советских военных расходов ЦРУ
объявило ничем не обоснованными.
В официальном ответе на запрос сенатора Дж.Бингамэна ЦРУ сообщало 23 июля 1990
года: В настоящее время не существует достаточных доказательств, которые могли бы
вынудить нас пересмотреть наши оценки как в сторону завышения, так и в сторону
занижения. Мы считаем, что наша базовая методология верна, а имеющаяся
информационная база вполне убедительна для подтверждения наших оценок. С другой
стороны, мы детально рассмотрели другие имеющиеся советские и западные оценки и нашли
их менее чем обоснованными
.
Но верна ли и эта оценка 1990 г.? Сейчас известно, что неверна, она сильно завышена, в
связи с чем в США тлеет довольно серьезный скандал. История его касается вопроса о том,
как трудно оценить показатели советской экономики, исходя из принятых в западной
экономике понятий и индикаторов. Поэтому имеет смысл уделить этой истории место.
В.В.Шлыков объясняет, как работало ЦРУ в 1960-1975 гг.: Методологически
получение величины советских военных расходов осуществлялось ЦРУ как бы наоборот
сначала в долларах, затем в рублях. Ввиду нерыночного характера экономики СССР
какие-либо реальные цены на советскую военную продукцию ЦРУ получить, естественно, не
могло (их не было в природе). Поэтому оно синтезировало эти цены путем выражения в
долларах стоимости разработки или производства в США того или иного образца
вооружения с аналогичными тактико-техническими характеристиками. Затем уже эти цены в
долларах переводились в рубли по паритету покупательной способности валют, также
определявшемуся ЦРУ
На базе ППС ЦРУ получало условные, так называемые ресурсные (то есть
определявшиеся затратами трудовых, материальных, технологических и других ресурсов)
рубли, а вовсе не те рубли, которые использовались советскими ведомствами при
планировании бюджетных военных расходов и расчетах с оборонной промышленностью.
Согласно полученным таким образом оценкам, ЦРУ считало, что военные расходы
СССР составляли 6-7% от ВНП. По оценкам ЦРУ доля советских военных расходов в ВНП
постоянно снижалась. Так, если в начале 50-х годов СССР тратил на военные цели 15%
ВНП, в 1960 г. 10%, то в 1975 г. всего 6%.
В 1976 г. военно-промышленное лобби США добилось пересмотра этих оценок в
сторону увеличения. Для проверки данных ЦРУ была создана группа из 5 экспертов
(Команда Б) под руководством Ричарда Пайпса. Команда Б признала оценки ЦРУ
заниженными минимум вдвое. Как пишет В.В.Шлыков, Команда Б после трехмесячной
работы представила в декабре 1976 года свой доклад, положивший начало радикальному
пересмотру американским руководством степени советской военной угрозы. Результатом
такого пересмотра стал новый, несравненно более крутой виток в гонке вооружений между
Востоком и Западом.
Как же оценивает уже после краха СССР руководство американской разведки новые
величины военных расходов СССР (12-13% ВНП), которые легли в основу политики США?
В.В.Шлыков пишет: Выводы Команды Б об огромных масштабах и агрессивном
|