Navigation bar
  Print document Start Previous page
 320 of 490 
Next page End  

исключительно неравномерным размещением производительных сил по территории.
Поддерживать равновесие в такой системе в принципе невозможно без государственного
(“внерыночного”) перераспределения ресурсов. Уход государства от этой функции сразу
вызовет резкое и нарастающее расслоение регионов по экономическим и социальным
показателям которое и сейчас уже вышло за всякие разумные рамки. В 1990 г. максимальная
разница в среднедушевом доходе между регионами РСФСР составляла 3,5 раза. В 1995 г. она
выросла до 14,2 раза, в 2000 г. была равна 15,6 раза, затем стала слегка снижаться,
стабилизируясь на очень высоком уровне.
Это вызывает межнациональную напряженность, а иногда и конфликты. Примером
должен служить опыт Чехословакии и Югославии. Приняв в 1990-1991 гг. программу
структурной стабилизации МВФ, запрещающую отраслевые и региональные
государственные дотации, эти страны сразу же испытали всплеск сепаратизма и распались,
причем Югославия прошла при этом через тяжелейшую гражданскую войну. Правила ВТО
запрещают государству избирательную поддержку географических зон и расположенных в
них производств. Для РФ это может иметь фатальные последствия.
Никакие гипотетические выгоды от несколько более свободной внешней торговли,
которые может дать вступление в ВТО, не компенсируют того риска дестабилизации, с
которым будут сопряжены эти выгоды. Вступление в ВТО ставит крест на стратегической
доктрине интеграции стран СНГ и укрепления союза России и Белоруссии
.
Объективным условием такой интеграции являются привилегированные отношения России с
этими странами как в области тарифов и пошлин, так и в ценах, особенно на сырье и
энергоносители. Принятие норм ВТО резко и необратимо разрывает налаженные связи и
рассыпает структуры взаимовыгодного сотрудничества.
Все это – вещи вполне реальные, они не несут никакой идеологической нагрузки, и
рационально мыслящий человек обязан прежде всего их принять как часть реальности,
исходя из которой и надо определять линию своего поведения. Можно вести со
сторонниками вступления в ВТО разумный диалог, если они скажут: «Да, нам не нужна
авиастроительная промышленность». Об этом можно спорить. Или же пусть они скажут:
«При вступлении в ВТО отечественная авиастроительная промышленность не пострадает».
Об этом тоже можно спорить. Но они просто молчат!
Следовательно, неразумно поступают те, кто их поддерживает – и в то же время желает
видеть Россию сильной независимой страной, обладающей собственным авиастроением.
Надо покопаться в своих мыслях и чувствах и сделать сознательный выбор. Или – или,
вмести никак не возможно.
Глава 32. Учебный материал. Мифотворчество и разрушение
рационального сознания: миф об избытке стали в СССР
Одним из главных направлений идеологической кампании, которая велась во время
перестройки для подрыва легитимности советского строя, было внедрение в массовое
сознание мысли о неэффективности и даже антигуманности советской системы хозяйства. В
разных вариантах выдвигалось обвинение против советской промышленности в том, что она
якобы «работает на себя, а не на человека ». Частое повторение этого, казалось бы,
иррационального утверждения сделало его привычным, и оно не вызывало у людей
психологического отторжения. И это при том, что многие его версии были совершенно
несовместимы со здравым смыслом. Сила их воздействия определялась тем, что в них
одновременно происходило разрушение и логики, и меры.
Одной из частных, но очень важных «глав» пропаганды деиндустриализации  была
дискредитация в общественном сознании того раздела хозяйственной политики СССР,
который предполагал укрепление металлического фонда
  страны через развитие
отечественной металлургии. Последующий ход событий показал, что эта кампания наносила
сильнейший удар в самое ядро хозяйственной политики и имела для СССР и его республик
Hosted by uCoz