иррациональными становятся рассуждения политиков, которые стремятся обосновать это
изменение.
В конце ноября 2002 г., Госдума внесла в Закон Российской Федерации Об основах
федеральной жилищной политики важные изменения и дополнения. Чтобы принять закон в
Госдуме в третьем чтении, его пришлось четыре раза переголосовывать и в итоге он был
принят с перевесом всего в один голос.
Госдума уклонилась от того, чтобы внятно изложить смысл изменений. Упор был
сделан на изменении тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг. Такое восприятие
нового закона типичный случай нашего общего неумения различить за тягомотиной
юридических формулировок важного изменения всего жизнеустройства в стране. Причем
такого изменения, которое коснется каждой семьи.
Главное то, что реформаторы взяли за принцип переход от удовлетворения
потребности в жилье на основе уравнительного (естественного и гражданского) права на
жилье к обеспечению лишь платежеспособного спроса на жилье и коммунальные услуги.
То, что является условием физического выживания людей, сделали предметом
купли-продажи на рынке.
Стоит заметить, что превращение права на жилье в конституционное (то есть
гражданское) право, что было безусловно высшим социальным достижением, с самого
начала рассматривалось как важное препятствие перестройки и рыночной реформы.
Идеологам пришлось вывернуть мозги наизнанку, ссылаться и на Маркса, и на жестокости
капитализма, чтобы как-то обосновать необходимость лишения граждан права на жилье. В
важной книге времен перестройки можно было прочитать такое рассуждение: Для
административной системы жилье рычаг манипуляции, закрепощения работников, рычаг
власти . Эта ситуация характерна не только для нашей административной системы, она в
каком-то смысле является типичной. Еще задолго до появления советских чиновников
английские фабриканты, владельцы рудников и горнозаводчики практически убедились,
какое давление могут они оказывать на бастующих рабочих, если они одновременно
являются домохозяевами этих рабочих /Ф.Энгельс. К жилищному вопросу. К.Маркс,
Ф.Энгельс. Соч. Т. 18, с. 242/. Вот почему небезосновательна тревога за судьбу перестройки:
действующая модель жилищных отношений один из самых эффективных ее тормозов
Современная модель жилищных отношений, как показал анализ, имеет
полукрепостническую сущность и в корне противоречит социализму обществу свободных
ассоциированных производителей. Однако в массовом сознании конкретная жилищная
политика 30-80-х гг. стала отождествляться с истинно социалистической382.
Поэтому самое главное в новом законе вовсе не тарифы, а перевод
жилищно-коммунального хозяйства страны из положения сферы, ответственность за
содержание которой несет государство, в ведение местных властей
, которые будут
продавать жильцам коммунальные услуги по законам рынка. Бедным, которым платить
невмоготу, обещают на индивидуальной основе дать некоторое вспомоществование пусть
напишут заявление, соберут справки, подтверждающие их неспособность оплатить
купленный товар, отстоят очередь в присутствии и местная власть им что-нибудь подкинет
по мере возможности. Это и называется адресная субсидия , то есть такая помощь, которая
не дается автоматически каждому по его праву гражданина, а направляется по конкретному
адресу конкретному человеку, доказавшему свою неплатежеспособность.
Политики, проталкивая нынешнюю реформу ЖКХ или, наоборот, требуя ее смягчения,
сводят дело к финансовым тяготам людей. Греф говорит о полном возмещении жильцами
расходов на услуги (с субсидиями самым несчастным), другие требуют увеличения
субсидий. Но ведь дело-то не в этом! Главное в превращении теплого крова из
естественного права в рыночный товар. Цена этого товара вопрос второстепенный. При
этом трудно заподозрить всю массу депутатов, администраторов, журналистов в том, что они
сознательно скрывают от людей суть (хотя и это есть). Главное, что они ее не видят, их
сформированный за годы реформ интеллектуальный аппарат ее не может освоить.
|