обязывают все общество к тому, чтобы признать по крайней мере право каждого человека на
обеспечение известного минимума необходимых средств на тот случай, если он сам по
каким бы то ни было причинам окажется не в состоянии себя содержать. Другими словами,
за каждым должно быть признано то, что называется правом на существование.
Мы знаем, что в прежнее время забота о выброшенных за борт экономической жизни
лицах лежала на тех или других более тесных союзах роде, общине, цехе и т.д. Но мы
знаем также, что ныне все эти союзы оттеснены, а то и вовсе уничтожены государством; это
последнее заняло по отношению к индивиду их прежнее властное место; оно претендует на
многие, прежде им принадлежавшие права (например, право наследования); естественно
поэтому, что оно должно взять на себя и лежавшие прежде на них обязанности. Только при
таком условии вступление на место прежних союзов государства будет подлинным
прогрессом, подлинным расширением общественной солидарности. И действительно, как
известно, призрение бедных, сирот и т.д. считается одной из государственных забот. Но все
это нынешнее призрение построено на идее милости и потому не может не быть
недостаточным) унизительным для тех, на кого оно распространяется. Между тем дело идет
не о милости, а о долге общества перед своими сочленами: каждый отдельный индивид
должен получить право на свое существование
Признание права на существование окажет, без сомнения, огромное влияние и на всю
область экономических отношений: положение «экономически слабых» станет прочнее и
сделает их более устойчивыми в борьбе за цену предлагаемого ими труда и за лучшие
условия жизни. Защищенные от опасности голодной смерти, они не так легко пойдут в сети
хозяйственной эксплуатации.
Конечно, осуществление права на существование представляет громадные трудности,
но иного пути нет: растущая этическая невозможность мириться с тем, что рядом с нами
наши собратья гибнут от голода, не будет давать нам покоя до тех пор, пока мы не признаем
нашей общей солидарности и не возьмем на себя соответственной реальной
обязанности397.
Мы видим, что здесь, во-первых, отрицается способность рынка как социального
механизма оценить реальный вклад каждого человека в жизнеобеспечение общества.
Во-вторых, утверждается всеобщее право каждого на получение минимума жизненных благ
на уравнительной основе именно как право, а не милость. И это право в современном
обществе должно быть обеспечено государством, а не благотворительностью. Наконец,
утверждается, что уравнительное предоставление минимума благ в условиях России является
не только этически обязательным, но и экономически целесообразным.
История быстрого индустриального и экономического развития стран с разными
типами культуры убедительно показала, что в незападных культурах, сохранивших
общинные представления о человеке, быстрое развитие возможно лишь при условии
ликвидации бедности и большого разрыва в доходах. Здесь кардинальная разница с
либеральным гражданским обществом протестантского Запада.
Наши реформаторы, будучи ренегатами коммунистической идеи, терпеть не могут
проектов развития, которые шли под красным флагом (СССР, Китай). Так вспомнили бы
хоть «азиатских тигров» например, Тайвань. Там была проведена форсированная
программа экономического развития (1960-1974 гг.). Успех ее во многом был предопределен
ликвидацией бедности и быстрым сокращением расслоения общества по доходам.
Децильный фондовый коэффициент, составлявший в 1953 г. 30,4, сократился до 19,3 в 1961
г., а потом был резко сокращен до 8,6 в 1964 г. и 6,8 в 1972 г.398
В РФ пошли по пути Запада стали выбрасывать из общества бедных (фондовый
коэффициент за время реформы вырос с 3,5 до 14, 5, а с учетом теневых доходов он
оценивается в 30-40). И это в обществе, культура которого корнями уходит в православную
(а в существенной части в исламскую) уравнительную этику!
Советское и либеральное понимание бедности это две полярные мировоззренческие
концепции. Выдвигая лозунг борьбы с бедностью, правительство В.В.Путина не может
|