даже из низших слоев не пристало жить не только без предметов потребления, объективно
необходимых для поддержания жизни, но и без соблюдения любого обычая, принятого в его
стране: строго говоря, льняная рубашка не является жизненно необходимой, но сегодня
порядочный работник не появится на людях без льняной рубашки» (Smith, 1776).
А.Сен обращается к описанной Адамом Смитом «потребности» в льняной рубашке. Он
считает, что это высказывание служит основой для абсолютного, а не относительного
определения бедности, поскольку Смит описывает отсутствие рубашки как нечто,
разрушающее достоинство индивида нечто постыдное. Как Сен утверждает далее, именно
это чувство стыда или отсутствие возможности от него избавиться делает человека
бедным. Средства, необходимые для того, чтобы избежать этой невозможности, в разных
обществах разные, а внутри одного общества зависят от условий жизни индивидов; однако
отсутствие является абсолютным, и именно оно и порождает бедность. Таким образом,
бедные имеют особый статус, отличный от статуса просто менее зажиточных людей.
Конечно, Сену непросто определить, что же такое отсутствие возможности. Он
пытается связать это с понятием Ролса о социальной справедливости: то, что мы готовы
считать справедливым, это самое низкое положение, которое мы считаем допустимым для
себя в условиях существующего социального порядка, те же, кто неспособен достичь
такого стандарта, испытывают социальную несправедливость и, следовательно, бедны».
Принятые в «развитых странах», а теперь и в РФ, методики исчисления порога
бедности через «набор необходимых продуктов питания» и другие подобные подходы, с
самого начала подвергались острой критике. Элкок пишет: «Голод можно объективно
считать бедностью, однако, как уже было сказано, попытки описать набор продуктов,
необходимых для его избежания, были полны разногласий. Таким образом, абсолютные
определения бедности обязательно требуют привлечения и относительных суждений в
случае применения их к любому конкретному обществу; а относительные определения
требуют некой абсолютной основы, чтобы отличать их от более общих видов неравенства
Подходы к определению бедности с точки зрения бюджетных стандартов
основываются на попытках составить список необходимых вещей, отсутствие которых
можно использовать в качестве порога бедности, опускаться ниже которого людям давать
нельзя
Определения с точки зрения бюджетных стандартов обычно основываются на
понятии недельной потребительской корзины».
Такой недельный набор продуктов после долгих изысканий был составлен в
Великобритании диетологами. В 1950 г. он включал 10 унций риса за 5,5 пенсов, 6 фунтов
брюквы за 1 шиллинг 3 пенса, одно яйцо за 3,5 пенса и 0,5 фунта чая за 1 шиллинг 8 пенсов.
Автор этого подхода признавал в 1961 г., что это был крайне скудный жизненный стандарт:
«Семья, потребляющая продукты по этому списку, никогда не должна тратить ни пенни на
билет на поезд или автобус. Эти люди никогда не должны выбираться за город если не
считать пеших прогулок. Они должны никогда не покупать газет даже за полпенни или
тратить пенни, чтобы купить билет на популярный концерт: все их покупки должны быть
предельно простыми и экономичными».
И профсоюзы, и левые политические партии отвергали такой подход. Элкок
рассказывает о таком эпизоде (30-х годов): «Эрнест Бевин [председатель профсоюза
докеров] вышел и купил рекомендованный набор продуктов, состоявший из крошечных
кусочков ветчины, рыбы и хлеба, и показал их исследователю, спросив, считает ли он
достаточным этого для мужчины, который должен целый день перетаскивать тяжелые
мешки с зерном».
Попытки найти какие-то объективные, как бы заданные «природой человека» уровень и
структуру индивидуальных потребностей, несостоятельны в принципе. Они исходят из
представления о человеке как изолированном атоме (индивиде), в то время как человек
существует только как явление социальное. Его потребности, в том числе «абсолютные»,
порождены отношениями с другими людьми в данном обществе. Поэтому в реальности
бедняки потребляют вовсе не тот перечень «необходимых продуктов», который им
|