практически все общество хотя бы в качестве зрителей и слушателей. Книги и фильмы с
антисоветским подтекстом, теле и радиопередачи, песни бардов и фольклорный черный
юмор, шутки КВН и анекдоты все имело идеологическую антисоветскую нагрузку433.
Тексты виднейших шестидесятников мне пришлось читать уже в 90-е годы, когда
они стали выражаться гораздо яснее и полнее. Но все равно, эта уклончивость остались. И
какое-то удивительное принижение всех проблем бытия. Как будто им самим их собственная
позиция по главным вопросам казалась предосудительной. Уход от вечных вопросов как
культурное кредо целого течения. В этом, видимо, был большой смысл.
Поразительно, что сама интеллигенция этого раскола не замечала, да и не замечает.
Следовало бы понять, каковы причины этой неспособности интеллигенции к рефлексии, к
осмыслению собственных установок. Кое-что сформулировали уже философы в Вехах.
Они видели первую причину в том, что либеральная интеллигенция поразительно
нечувствительна к фундаментальным вопросам. Ее ум кипит злобой дня. При том, что
образованные люди страстно любят спорить, у нас уже 15 лет нет никакого диалога между
противниками по основным вопросам. Даже между близкими людьми. Любой разговор через
две фразы скатывается к обличению, к жгучим случаям. И это общее свойство. Даже со
своими не удается наладить нормальный для науки, кропотливый разбор
фундаментальных вопросов. Ни до чего дойти не удается, ни одной теоремы не
сформулировать.
Можно точно сказать, что принижение всех проблем и явлений сознательная
политика новых идеологов. С самого начала перестройки все будущие изменения подавались
людям как улучшения, не меняющие основ жизненного уклада. Лишь из специальных
работ членов команды Горбачева можно было понять масштаб ломки. Сегодня то же
самое. Продают за бесценок Норильский комбинат тут же всех успокаивает министр: да
что вы, какая мелочь, зато из этих денег учителям зарплату выплатят за октябрь. И так обо
всем.
Вторая причина, по которой интеллигенция в массе своей не замечает, что отщепилась
от народа, состоит, по-моему, в утрате исторической памяти и нарастающем гуманитарном
невежестве. Это надо признать с глубоким сожалением. Из-за этого оказалось возможным
внедрить в умы интеллигентов в качестве новых истин самую пошлую, доходящую до
гротеска ложь.
Возьмем одну сторону советской жизни, котоpая стала пpедметом издевательств для
либерального интеллигента тpадиция советских оpганов пpинимать pешения единогласно .
Фотогpафии Веpховного Совета СССР с единодушно поднятыми pуками вызывали хохот.
Во, тоталитаpизм, ха-ха-ха! То ли дело на Западе за pешение надо боpоться, все в поту, и
пеpевес достигается одним-двумя голосами. Ясно, что у них pешения гоpаздо пpавильнее.
Здесь мы видим прискорбное невежество интеллигента. Ведь pитуал голосования
выpажает главную метафоpу общества хоть западного, хоть японского, хоть советского. В
одном случае голосование ритуал конкуренции на политическом рынке. В другом случае
демонстpация единства и подтвеpждение общей солидаpной воли. А компpомисс и поиск
pешения в обоих случаях ищется до pитуальной цеpемонии голосования.
Ритуал демонстpации единства дpевний pитуал, сохpаняемый тpадиционным
обществом. Это мы видим и в пpоцедуpах голосования в советах диpектоpов японских
коpпоpаций, где не жалеют вpемени и сил на пpедваpительное обсуждение пpоектов
pешения, но пpинимается оно единогласно. Это мы видим и в сохpанившихся
пpимитивных обществах, изучаемых антpопологами.
К.Леви Стpосс пишет в Структурной антропологии: Насколько глубоко могут быть
укоpенены в сознании установки, совеpшенно отличные от установок западного миpа,
безусловным обpазом показывают недавние наблюдения в Новой Гвинее, в племени
Гауку-Кама. Эти абоpигены научились у миссионеpов игpать в футбол, но вместо того чтобы
добиваться победы одной из команд, они пpодолжают игpать до того момента, когда число
побед и поpажений сpавняется. Игpа не кончается, как у нас, когда опpеделяется победитель,
|