а кончается, когда с полной увеpенностью показано, что нет пpоигpавшего
Важно отметить, что почти во всех абсолютно обществах, называемых
пpимитивными, немыслима сама идея пpинятия pешения большинством голосов,
поскольку социальная консолидация и добpое взаимопонимание между членами гpуппы
считаются более важными, чем любая новация. Поэтому пpинимаются лишь единодушные
pешения. Иногда дело доходит до того и это наблюдается в pазных pайонах миpа что
обсуждение pешения пpедваpяется инсцениpовкой боя, во вpемя котоpого гасятся стаpые
непpиязни. К голосованию пpиступают лишь тогда, когда освеженная и духовно
обновленная гpуппа создала внутpи себя условия для гаpантиpованного единогласного
вотума434.
Говоря о том, что смех при виде советского единогласного вотума был следствием
именно невежества нашей интеллигенции, я подчеркиваю, что дело было вовсе не в
рациональной установке современного человека, отвергающего нормы традиционного
общества. Конечно, такая установка подспудно присутствовала в сознании образованных
людей и была действительным мотивом их смеха над нормами Верховного Совета но эти
образованные люди не могли перевести ее в рациональную плоскость, не могли «освоить»
ситуацию и найти неразрушительный выход из нее. Осмеяв ритуал, который был продуктом
мироощущения большинства их соотечественников, либерально настроенная интеллигенция
даже не задумалась над сутью мировоззренческого конфликта и в результате без всякой
необходимости углубила этот конфликт и способствовала его превращению в катастрофу.
Если бы она не была так невежественна и поняла, что речь идет о противоречиях
модернизации, что часть общества переросла традиционные нормы и ритуалы а
значительная часть, напротив, этим нормам следует, то назревающий конфликт был бы
ликвидирован путем его превращения в нормальную проблему поиска приемлемых способов
увеличения культурного разнообразия. Поиска именно приемлемых шагов без
оскорбительного смеха «продвинутых» и всплесков враждебности «агрессивно-послушного
большинства». Ведь в предыдущий советский период такой поиск непрерывно велся и
вполне успешно модернизация общества, включая и большие народы Средней Азии, и
малые народы Сибири или Северного Кавказа, шла быстро и без тяжелых столкновений.
Погружение в атмосферу гуманитарного невежества проявлялось и в том, что
незаметно интеллигенция вообще утратила навык быстрого ознакомления с конкретными
проблемами общественного бытия по доступным источникам информации. Неудивительно,
что экономисты из бригады Горбачева легко могли лгать об избытке тракторов в колхозах
или ненужном производстве стали и удобрений. Ведь в ответ на это вранье средний
интеллигент не только не заглянул в книгу типа Структурной антропологии, но и не
протянул руку к полке и не посмотрел в самый элементарный справочник. Когда продажные
журналисты раздувают нитратный психоз, готовя общество к полному лишению нашего
сельского хозяйства удобрений, это можно понять революционная целесообразность. Но
ведь в среде интеллигенции этот психоз создавался без всяких затруднений, хотя узнать
реальность не составляло никакого труда.
Если бы интеллигенция в массе своей не утратила любознательности и исторической
памяти, то в момент, когда господствующее меньшинство предложило ей вернуться на
столбовую дорогу цивилизации, она могла бы быстро произвести в уме простейшее
морфологическое сравнение России и Запада и легко увидеть, что речь идет о двух разных
типах цивилизации. А значит, она могла бы предвидеть катастрофические последствия
попытки имитации Запада. И она бы неизбежно увидела нарастающее отщепление
либерально-западнической субкультуры от ядра всей культуры России.
Приступ элитарного сознания
. Согласно наблюдениям А.Тойнби, элита способна
одухотворять большинство, лишь покуда она одухотворена сама. Ее человечность в
отношении большинства служит залогом и одновременно показателем ее одухотворяющей
силы. С утратой этой человечности элита, по выражению Тойнби, лишается санкции
подвластных ей масс. Именно это национальное несчастье случилось за последние
|