десятилетия в России.
Вся перестройка как демократическая революция была проведена так, что лозунг
демократии был для нее ширмой, маской. Ни о каком служении народу и даже компромиссу
с ним и не помышлялось. В целом интеллигенция приняла на себя роль просвещенного
авангарда, который был готов гнать массу силой (пусть и силой внушения и убеждения), не
считаясь ни с какими ее страданиями. К этой массе не было не только уважения или любви
не было даже простого сострадания.
Вот каково представление о большинстве людей у академика Н.М.Амосова, ставшего
одним из ведущих духовных авторитетов в среде интеллигенции: Человек есть стадное
животное с развитым разумом, способным к творчеству
За коллектив и равенство стоит
слабое большинство людской популяции. За личность и свободу ее сильное меньшинство.
Но прогресс общества определяют сильные, эксплуатирующие слабых435. Замечу, что
отношение это совершенно антинаучное, проникнутое самым дремучим
социал-дарвинизмом, которым даже англо-американский средний класс переболел уже к
концу ХIХ века.
На глазах у интеллигенции и при ее одобрении реформаторы поступили с населением
страны поразительно безжалостно
. И это культурный слой принял чуть ли не с
одобрением. Даже весьма либеральный академик Г.Арбатов посчитал нужным отмежеваться
в 1992 г.: Меня поражает безжалостность этой группы экономистов из правительства, даже
жестокость, которой они бравируют, а иногда и кокетничают, выдавая ее за решительность, а
может быть, пытаясь понравиться МВФ (Независимая газета, 13. 03. 1992). Но такие
реплики были очень редки да и очень робки.
Вот пример безжалостности отщепившейся интеллектуальной элиты отношение к
безработице. В середине 1990 г. эксперты правительства Рыжкова прогнозировали на 1991
год высвобождение только в сфере материального производства 15-18 миллионов
работников. Пропаганду безработицы вели не только интеллектуалы высшего ранга, вроде
академика Т.И.Заславской или Н.П.Шмелева, но и на среднем уровне при благосклонном
отношении интеллигенции в целом.
В журнале Академии наук СССР Социологические исследования печатались статьи с
заголовками такого рода: Оптимальный уровень безработицы в СССР436. Оптимальный!
Наилучший! Что же считает оптимальным для нашего народа социолог из Академии наук?
Вот его идеал: Оптимальными следует признать 13%
При 13% можно наименее
болезненно войти в следующий период, который в свою очередь должен открыть дорогу к
подъему и процветанию (процветание, по мнению автора, должно было наступить в 1993
г.).
Поскольку речь идет об СССР с его 150 млн. работников, то, переходя от
относительных 13% к абсолютному числу личностей, мы получаем, что наименее
болезненным наш гуманитарий считал выкинуть со шлюпки 20 миллионов человек. Само
по себе появление подобных рассуждений на страницах академического журнала
свидетельство моральной деградации нашей гуманитарной интеллигенции. В общественных
науках социолог аналог врача в науке медицинской. Очевидно, что безработица
социальная болезнь, ибо приносит страдания людям. Можно ли представить себе врача,
который в стране, где полностью ликвидирован, скажем, туберкулез, предлагал бы рассеять
палочки Коха и довести заболеваемость туберкулезом до оптимального уровня в 20
миллионов человек?
Социолог благожелательно ссылается на Милтона Фридмана, который выдвинул
теорию естественного уровня безработицы: При снижении уровня безработицы ниже
естественного инфляция начинает расти, что пагубно отражается на состоянии экономики.
Отсюда делается вывод о необходимости поддерживания безработицы на естественном
уровне, который определяется в 6%. Шесть процентов это для США, а нам поклонник
Милтона вычислил 13%, которые необходимо поддерживать.
Мы говорили о масштабах страданий, которые нам предполагали организовать
|