Кстати, на этом фоне замечательно выглядят те дифирамбы, которые тогда пел
А.Д.Сахаров разуму и ответственности США. В телеграмме Картеру в 1976 г. он пишет: Я
уверен, что исполненная мужества и решимости
первая страна Запада США с честью
понесет бремя, возложенное на ее граждан и руководителей историей (А. Сахаров. Тревога
и надежда. Нью-Йорк: Хроника, 1978). Правда, во второе издание этого сборника,
вышедшее в 1991 г. в Москве (Изд-во «Интер-Версо»), эта телеграмма не включена.
7
В.Глазычев. Шумелки и молчалки. «Русский журнал», 5 июля 2004 г.
8
В начале ХХ века Макс Вебер сформулировал это так: «Эмпирическая наука
неспособна научить человека, что следует делать, а только может указать, что он в состоянии
сделать и, в некоторых условиях, что он в действительности желает сделать» (см. М.Вебер.
Наука как призвание и профессия. В кн.: М.Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс.
1990).
9
Известный канадский психиатр З.Липовский, обсуждая эту проблему на материале
своей области, писал: «Слова наука и научный, которые все мы так почитаем и легко
используем для украшения наших верований, вовсе не однозначны и временами
использовались для оправдания бесчеловечного отношения человека к человеку. Чисто
научный и технологический подход к человеку может быть опасен, если он не подчинен
гуманистической системе ценностей» (Z.J.Lipovski. Psychiatry: Mindless or Brainless, Both or
Neither. «Current Contents». 1990, ¹ 1).
10
На опасность такого односторонне рационального сознания обращали внимание
многие мыслители. Об этом много писал К.Лоренц, но уже и Ницше точно подметил, что
развитая культура должна дать человеку двойной мозг, как бы две мозговые камеры:
во-первых, чтобы воспринимать науку и, затем, чтобы воспринимать не-науку; они должны
лежать рядом, быть отделимыми и замыкаемыми и исключать всякое смешение; это есть
требование здоровья (Человеческое, слишком человеческое. М.: Мысль. 1990. Т. 1, ст.
251).
11
E.Pain. Sufrira Rusia el destino de la URRS? El Pais, 25.06.1993.
12
|