оставаясь верным заветом кантовской этики, видит, чувствует, а потому уважает в своем
ближнем личность (как часть умопостигаемого мира. Основным психологическим условием
практического альтруизма есть поэтому теоретический индивидуализм.
Вот тот мост, который можно перекинуть между моральным отношением к себе и ко
всем прочим людям. Напрасно Шопенгауэр упрекал Канта в том, что основные принципы
его философии как бы совершенно исключают наличность этой связи.
Это легко проверить. Только озверевший преступник и сумасшедший не проявляют
никакого интереса к своим ближним. Они совершенно не чувствуют существования других
людей, как будто они одни и жили бы во всем свете. Нет поэтому практического солипсизма:
там где существует сознание своего «я», есть вместе с тем и сознание наличности «я» и у
других людей. Если человек утратил ядро (логическое или этическое) своей сущности, он
уже в другом человеке не видит человека, не видит существа, обладающего собственной
индивидуальностью. Я и ты понятия соотносительные.
Только в общении с другими людьми человек в состоянии особенно ярко познать свое
«я'\ Потому человек в присутствии других людей кажется особенно гордым. Только в часы
одиночества он может позволить себе умерить свою гордость.
Наконец: кто себя убивает убивает весь мир. Кто убивает другого человека,
совершает самое тяжкое преступление, так как в нем он убил себя. Отсюда ясно, что
практический солипсизм бессмыслица. Его скорее следовало бы назвать нигилизмом. Если
нет налицо понятия «ты' тогда подавно нет никакого я, нет вообще ничего.
Невозможность превратить человека в простое средство для достижения наших целей,
лежит в самом укладе нашей психической жизни.
Но мы уже видели, что человек, который чувствует свою индивидуальность, чувствует
себя и в других. Для него tat-tvamasi не гипотеза, а действительность. Высший
индивидуализм есть высочайший универсализм.
Тяжело заблуждается отрицатель субъекта, Эрнст Мах, полагая, что отречением от
собственном «я» мы приходим к этическому принципу, который «совершенно исключает
пренебрежение к чужому я переоценку собственного». Мы уже видели, к каким
отношениям междулюдьми ведет отрицание своем «я». «Я» основной принцип всякой
социальной этики. К какому-нибудь узловому пункту, в котором перекрещиваются
разнообразные «элементы», Я психологически не в состоянии применить какой-нибудь
этический принцип. Это, пожалуй, является идеалом, но для практического поведения оно
лишено всякого значения, так как исключает психологическое условие осуществления
всякой нравственной идеи. Нравственное требование уже заключено в самом
психологическом строе нашем.
Совершенно другая картина получается, когда речь идет о том, что бы привить людям
сознание своего высшего «я», своей души так же, как и сознание наличности души и других
людей. Большинству людей необходим для этого пастырь души. Только тогда и будет
существовать действительное этическое отношение между людьми.
У гениального человека осуществляется это отношение известным образом. Никто в
такой сильной степени не принимает участия в страданиях своего ближнего, как он. В
известном смысле можно говорить о том, что человек познается только состраданием. Если
сострадание и не то же, что ясное знание, выраженное в абстрактных понятиях и наглядных
символах, то оно во всяком случае сильнейший импульс к достижению знаний. И только
страдание под гнетом вещей дает гению понимание их, только страдание к людям уясняет
ему их сущность. Гений страдает больше всех, так как он страдает во всех и со всеми. Но
сильнее всего он страдает от своего страдания.
В одной из предыдущих глав мы выяснили, что гениальность есть фактор, который
собственно и возвышает человека над животным, вместе с тем мы уже установили тот факт,
что только человек имеет историю (это объясняется наличностью у всех людей гениальности
различных степеней). К этой теме мы должны теперь вернуться. Гениальность вполне
совпадает с живой деятельностью умопостигаемого субъекта. История проявляется в
|