Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 217 
Next page End  

правильно будет заключить, что женщина лишена понятия сверхчувственной личности.
Абсолютная женщина лишена всякого «я». Это положение представляет собой в
известном отношении последний итог, к которому в конечном счете приводит нас всякий
анализ женщины. Правда, в такой краткой и сжатой формуле оно звучит несколько резко,
парадоксально и даже ново. Но можно быть вполне уверенным, что в этом вопросе автор
далеко не первый человек, который пришел к подобному взгляду, хотя бы ему и пришлось
самостоятельно прокладывать путь для достижения той же истины, но открытой задолго до
него.
Китайцы уже с давних пор отказываются признать за женщиной собственную душу.
Если вы спросите у китайца, сколько у него детей, то вы получите в ответ точную цифру его
сыновей, если же вся его семья состоит из дочерей, то он объявляет себя совершенно
бездетным. Теми же причинами, вероятно, следует объяснить и изгнание Магометом
женщин из рая и вызванное этим подчиненное положение, которое женщина занимает в
странах Ислама.
Из философов здесь прежде всем следует назвать Аристотеля. Для него мужской
принцип при зачатии есть элемент формирующий, активный элемент, играющий роль
Логоса, женский же играет роль пассивной материи. Если же вдуматься несколько глубже а
то, насколько сильно Аристотель отождествляет душу с формой, энтелехией, изначально
движущим началом, то ясно станет, как близко подходит он к высказанному нами взгляду.
Правда, свое воззрение на женщину он излагает только там, где говорит о процессе
оплодотворения, но мы напрасно будем искать у него, как и у всех греков, кроме Эврипида,
общей точки зрения на характер женщины (не только на ее роль в акте оплодотворения).
Она, по-видимому, в очень слабой степени занимает их мысли.
Среди отцов церкви особенно отличались своим взглядом Тертуллиан и Ориген,
которые ставили женщину очень низко. Между тем Августин не мог придерживаться
подобного взгляда, в силу глубокой привязанности, которую он питал к своей матери. В
эпоху Возрождения взгляд Аристотеля снова приобрел много сторонников, например, в лице
Жана Вира (1518 – 1588 гг.). В то время вообще лучше понимали этот взгляд, его
воспринимали инстинктом, интуицией. В нем не видели один только курьез, как это делает
современная наука, которой еще во многих отношениях придется преклониться перед
Аристотелевской антропологией.
В последние десятилетия аналогичный взгляд высказали Ибсен (в образе Анитры, Риты
и Ирены) и Август Стриндберг («Верующие»). Но наибольшее распространение мысли об
отсутствии у женщины души сделала дивная сказка Фукэ. Этот романтик позаимствовал
материал для нее из Парацельса, произведениями, которого он усердно занимался. Сказку
эту переложили на музыку Гофман, Гиршнер и Альберт Лортцинг. Ундина, лишенная души.
Ундина – вот платоновская идея женщины. Несмотря на бисексуальность, эта идея сильно
соответствует действительности. Очень распространенное выражение: «женщина лишена
характера» имеет в своей основе ту же мысль. Личность и индивидуальность,
(умопостигаемое) «я» и душа, воля и (умопостигаемый) характер – все это одноименные
понятия, которые присущи мужской половине человеческого рода и чужды женской его
половине.
Так как человеческая душа есть микрокосм, а люди, которые живут душой, т. е, в
которых жив весь мир, гениальны, то следует заключить, что Ж по природе лишены
гениальности. Мужчина таит в себе все и может, как выражается Пико де Мирандола,
особенно ярко развить в себе ту или другую черту. Он может вознестись на неизмеримую
высоту и может очень глубоко пасть; он может превратиться в животное, в растение. даже в
женщину, а потому мы и видим женственных мужчин.
Но женщина никогда не может стать мужчиной. Таким образом, здесь приходится
сделать самое существенное ограничение в положениях, выставленных нами в первой части
этого труда. Я знаю много мужчин, которые по всему своему психическому укладу, а не
только в каком-нибудь определенном отношении, совершенно похожи на женщину. Я видал
Hosted by uCoz