Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 217 
Next page End  

также много женщин, которые обладают чисто мужскими чертами, но среди них ни одной,
которая в основе своей не сохранила бы свою истинно-женскую природу, правда, эта
женственность удачно окутана тонкой пеленой, так что она тщательно скрыта не только от
подобной женщины, но и от постороннего взгляда. Человек может быть (см. гл. 1 II части)
или мужчиной или только женщиной, хотя бы он вмещал в себе самые разнообразные
качества обоих полов. Это бытие человека –основная проблема нашего исследования –
определяется сообразно его отношению к логике и этике. Но в то время, как мужчина,
взятый с анатомической точки зрения, может психологически вполне походить на женщину,
женщина никогда психологически на мужчину походить не может, как бы мужествен ни был
ее внешний вид и как бы мало женственно ни было впечатление, которое она производит.
Теперь мы можем с достоверностью дать окончательный ответ на вопрос об
одаренности полов: есть женщины с некоторыми чертами гениальности, но нет женского
гения, никогда его не было (даже у мужественных женщин, о которых говорит история и
первая часть нашего труда), никогда его и не будет. Кто в этом вопросе проявит
нерешительность и настолько расширит понятие гениальности, что под него отчасти
подойдут и женщины, тот тем самым окончательно разрушит это понятие. Если вообще есть
возможность отыскать понятие гениальности и сохранить его во всей строгости и
неизменности, то мне кажется, что для этой цели необходимо придерживаться тех
определений, которые мы выставили в этом труде. Не могут ли эти определения приписать
гениальность такому существу, которое лишено души? Гениальность идентична глубине.
Достаточно только связать подлежащее – женщина, со сказуемым – глубокая для того, чтобы
каждый почувствовал в этом какое-то противоречие. Женский гений есть поэтому
contradictio in adjecto, так как гениальность есть повышенная, высоко развитая, вообще
осознанная мужественность. Гениальный человек включает в себе все, а потому и женщину.
Женщина же представляет собою только часть вселенной, а потому, как часть, не может
содержать в себе целое. Женственность не может включать в себе гениальность–
Негениальность женщины с неумолимой последовательностью вытекает из того факта, что
она не монада, а потому и не отражение вселенной. Все предыдущие главы говорят, как бы в
один голос, в пользу того взгляда, что женщина лишена души. Прежде всего третья глава
доказала, что женщина живет генидами, между тем как мужчина – расчлененным
содержанием, что женский пол ведет менее сознательную жизнь, чем мужской. Сознание
есть одно из гносеологических понятий, но вместе с тем единственное основное понятие
психологии. Гносеологическое сознание и обладание непрерывным «я», трансцендентальный
субъект и душа – понятия, взаимно заменяющие друг друга. «Я» существует в том смысле,
что оно само себя чувствует, познает себя в содержании своего мышления: всякое бытие есть
сознание. Но здесь следует прибавить одно очень ценное пояснение к теории генид.
Расчлененное содержание сознания мужчины не следует себе представлять в виде развитого,
оформленного сознания женщины; это не актуальная форма того, что будто бы
потенциально скрывается в сознании женщины. В нем уже с самого начала лежит нечто
качественно отличное. Психическое содержание мужчины даже в стадии гениды, которую
оно всячески старается одолеть, проявляет склонность к специфичности понятия. Весьма
возможно, что всякое ощущение мужчины, даже на самых ранних ступенях его развития,
обладает стремлением выделиться в понятие. Женщина же лишена этого стремления, как в
своем восприятии, так в мышлении.
Принципом всякой специфичности понятия являются логические аксиомы, которые для
женщины совершенно не существуют. Закон тождества, который придает понятию
однозначную определенность, для них лишен значения путеводной нити. Они не признают
нормой и principium contradictionis, который ограничивает это понятие, как нечто
самостоятельное, от всего сущего и возможного. Отсутствием специфической
определенности понятий в мышлении женщины объясняется ее «чувствительность», которая
способствует возникновению самых неосновательных ассоциаций и сравнений предметов,
ничего общего между собою не имеющих. Даже женщины с наиболее богатой и наименее
Hosted by uCoz