также много женщин, которые обладают чисто мужскими чертами, но среди них ни одной,
которая в основе своей не сохранила бы свою истинно-женскую природу, правда, эта
женственность удачно окутана тонкой пеленой, так что она тщательно скрыта не только от
подобной женщины, но и от постороннего взгляда. Человек может быть (см. гл. 1 II части)
или мужчиной или только женщиной, хотя бы он вмещал в себе самые разнообразные
качества обоих полов. Это бытие человека основная проблема нашего исследования
определяется сообразно его отношению к логике и этике. Но в то время, как мужчина,
взятый с анатомической точки зрения, может психологически вполне походить на женщину,
женщина никогда психологически на мужчину походить не может, как бы мужествен ни был
ее внешний вид и как бы мало женственно ни было впечатление, которое она производит.
Теперь мы можем с достоверностью дать окончательный ответ на вопрос об
одаренности полов: есть женщины с некоторыми чертами гениальности, но нет женского
гения, никогда его не было (даже у мужественных женщин, о которых говорит история и
первая часть нашего труда), никогда его и не будет. Кто в этом вопросе проявит
нерешительность и настолько расширит понятие гениальности, что под него отчасти
подойдут и женщины, тот тем самым окончательно разрушит это понятие. Если вообще есть
возможность отыскать понятие гениальности и сохранить его во всей строгости и
неизменности, то мне кажется, что для этой цели необходимо придерживаться тех
определений, которые мы выставили в этом труде. Не могут ли эти определения приписать
гениальность такому существу, которое лишено души? Гениальность идентична глубине.
Достаточно только связать подлежащее женщина, со сказуемым глубокая для того, чтобы
каждый почувствовал в этом какое-то противоречие. Женский гений есть поэтому
contradictio in adjecto, так как гениальность есть повышенная, высоко развитая, вообще
осознанная мужественность. Гениальный человек включает в себе все, а потому и женщину.
Женщина же представляет собою только часть вселенной, а потому, как часть, не может
содержать в себе целое. Женственность не может включать в себе гениальность
Негениальность женщины с неумолимой последовательностью вытекает из того факта, что
она не монада, а потому и не отражение вселенной. Все предыдущие главы говорят, как бы в
один голос, в пользу того взгляда, что женщина лишена души. Прежде всего третья глава
доказала, что женщина живет генидами, между тем как мужчина расчлененным
содержанием, что женский пол ведет менее сознательную жизнь, чем мужской. Сознание
есть одно из гносеологических понятий, но вместе с тем единственное основное понятие
психологии. Гносеологическое сознание и обладание непрерывным «я», трансцендентальный
субъект и душа понятия, взаимно заменяющие друг друга. «Я» существует в том смысле,
что оно само себя чувствует, познает себя в содержании своего мышления: всякое бытие есть
сознание. Но здесь следует прибавить одно очень ценное пояснение к теории генид.
Расчлененное содержание сознания мужчины не следует себе представлять в виде развитого,
оформленного сознания женщины; это не актуальная форма того, что будто бы
потенциально скрывается в сознании женщины. В нем уже с самого начала лежит нечто
качественно отличное. Психическое содержание мужчины даже в стадии гениды, которую
оно всячески старается одолеть, проявляет склонность к специфичности понятия. Весьма
возможно, что всякое ощущение мужчины, даже на самых ранних ступенях его развития,
обладает стремлением выделиться в понятие. Женщина же лишена этого стремления, как в
своем восприятии, так в мышлении.
Принципом всякой специфичности понятия являются логические аксиомы, которые для
женщины совершенно не существуют. Закон тождества, который придает понятию
однозначную определенность, для них лишен значения путеводной нити. Они не признают
нормой и principium contradictionis, который ограничивает это понятие, как нечто
самостоятельное, от всего сущего и возможного. Отсутствием специфической
определенности понятий в мышлении женщины объясняется ее «чувствительность», которая
способствует возникновению самых неосновательных ассоциаций и сравнений предметов,
ничего общего между собою не имеющих. Даже женщины с наиболее богатой и наименее
|