бы. Тем не менее, я считаю глубоко неосновательным видеть в ней один только смешной
курьез и оправдывать Эйлера общей «ограниченностью его времени», не дав себе труда
понять содержание этой мысли.
Итак, невозможно обойтись без понятия «я» в психологии, по крайней мере, по
отношению к мужчине. Приходится, правда, сомневаться, совместимо ли это понятие с
номотетической психологией в Виндельбандовском смысле, имеющей своей целью
установить определенные психологические законы. Но это обстоятельство нисколько не
умаляет значения нашего положения о необходимости понятия «я». Быть может, психология
вступит на тот путь, который был указан ей в одной из предыдущих глав и, таким образом,
превратится в теоретическую биографию. Только тогда она познает истинные границы
всякой эмпирической психологии.
Тот факт, что всякое исследование мужской психологии в конечном счете сталкивается
с чем-то неделимым, неразлагаемым, с ineffabile, поразительно совпадает с тем, что
равномерные явления «duplex», «multiplex personality» раздвоения или умножения
человеческого «я», наблюдались только у женщин. Психика абсолютной женщины
разложима до последнего атома. Мужская психика не поддается полному разложению на
составные части. Этого не в состоянии сделать самая совершенная характерология, не говоря
уже об эксперименте. В ней заключено ядро сущности, не поддающееся дальнейшему
делению. Ж агрегат, а потому она диссоциируема, делима.
Поэтому-то так смешно и забавно слышать разговоры гимназистов (гимназист, как
платоновская идея) о женской душе, о женском сердце и его мистериях, о душевном складе
современной женщины и т.д. Вера в женскую душу является, кажется, в настоящее время и
доказательством выдающихся качеств акушера. По крайней мере, женщины очень охотно
слушают, когда им говорят о женской душе, хотя они отлично (в форме гениды) знают, что
все это ерунда. Женщина сфинкс! Ничего более нелепого нельзя было сказать! Вряд ли
какая-нибудь чепуха превзойдет эту! Мужчина бесконечно загадочнее, несравненно сложнее.
Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что у женщины нет ни одного такою
выражения лица, которое сразу не стало бы ясным и понятным для нас. Как бесконечно
беден у женщины регистр ее чувств, ее настроений! Вместе с тем мы на лице мужчины часто
видим такое выражение, которое можно отгадать только в результате продолжительного
напряжения мысли.
Наконец, мы пришли к разрешению вопроса о том, существует ли между психическими
и физическими явлениями известный параллелизм или взаимодействие. В применении к Ж
координирующим началом обоих рядов явлений следует признать психофизический
параллелизм: по мере того, как женщина стареет, она теряет способность к психическому
напряжению, которая является средством для достижения ее половых целей и развивается
вместе с последними. Мужчина никогда не стареет в столь сильной степени, как женщина.
Духовная деградация для него не является необходимостью, в отдельных случаях она
проявляется в связи с физической деградацией. Меньше всего, наконец, проявляется
старческое слабосилие у тех людей, которые обладают широко развитой духовной
мужественностью у гениев.
Недаром такие философы параллелисты чистейшей воды, как Спиноза и Фехнер,
были одновременно и самыми строгими детерминистами. Свободному, умопостигаемому
субъекту М, который выбирает между добром и злом, руководствуясь своей волей, чужд
психофизический параллелизм, который для психических явлений требует той же
последовательной причинности, как и для явлений механических.
Этим разрешен вопрос о приниципиальной точке зрения всякого психологического
изучения полов. Этот взгляд снова встречается с колоссальным затруднением в виде целого
ряда фактов самого поразительного свойства. Правда, эти факты лишний раз нам
доказывают полнейшее отсутствие души у Ж и притом самым решительным образом, но с
другой стороны они требуют выяснения одной очень своеобразной черты в поведении
женщины, черты, которая, как это ни странно, до сих пор еще не приобрела ни в одном
|