мы пришли к тому неожиданному результату, что женщина непрестанно испытывает
ощущения, аналогичные с ощущениями полового акта, во всех частях своего тела и
благодаря всевозможным предметам. Все тело женщины в целом оказалось, как мы видели,
только набором ее отдельных половых частей. Вот тут-то выступает центральная роль,
которую играет идея полового акта в мышлении женщины, Половой акт есть единственное,
чему женщина всегда и везде дает безусловно положительную оценку. Женщина есть
носительница идеи полового общения вообще. Высшая ценность, которую женщина придает
идее полового акта, не ограничивается сферой половой жизни одного индивидуума или
сферой своей собственной половой жизни. Она простирается на всех людей, она не
индивидуальна, а сверх индивидуальна, она является, так сказать, да простят мне
осквернение этом слова, трансцендентальной функцией женщины. Ибо если женственность
и сводничество одно и то же, то женственность есть вместе с тем универсальная
сексуальность. Половой акт есть высшая ценность женщины, которую она старается всегда и
повсюду осуществить. Ее собственная половая жизнь представляет собою только
ограниченную часть этого безграничного хотения.
Мы указывали, что мужчина выше всего ставит чистоту и непорочность. Он в силу
свойственной ему эротической потребности жаждет видеть в женщине олицетворение этой
высшей идеи девственности. Но этому чисто мужскому идеалу целомудрия соответствует на
стороне женщины неизменное стремление осуществить половое общение.
Противоположность между этими двумя идеалами настолько ясна, что ее не может закрыть
от нас никакой туман эротической иллюзии. А вместе с тем в процесс изучения истинной
сущности женщины постоянно вторгается один фактор, который окончательно разбивает
всякие надежды на успех Этот именно фактор, который служит сильнейшим препятствием
к постижению основных черт природы женщины, является одной из самых сложных
проблем о женщине: проблемой бездонной лживости ее.
Мы приступим теперь к ее разбору. Как ни трудна, как ни отважна эта попытка, она
должна нас привести к тому главному корню, из которого вырастает, как сводничество (в
самом широком смысле, при котором собственная половая жизнь является лишь более ярким
и заметным частным случаем), так и лживость, вечно скрывающая от глаз даже самой
женщины! жажду полового акта. Возникновение обоих явлений из этого последнего корня
должно обнаружиться пред нами в свете единого конечного принципа.
* * *
Все то, что дало нам исследование в качестве положительного непреложного
результата, приходится опять ставить под сомнение. Мы отказали женщине в
самонаблюдении, но, без сомнения, существуют женщины, которые очень зорко следят за
своими переживаниями, Мы отказали ей в любви к истине, но есть такие женщины, которые
тщательно избегают всякой лжи. Мы утверждали, что женщине чуждо сознание вины. Но мы
знаем, что женщины способны изводить и жестоко упрекать себя по поводу самых
ничтожных пустяков. Что касается грешниц, бичующих свое тело, то о них мы имеет самые
достоверные сведения. Мы говорили, что чувство стыда свойственно только мужчине. Но
ведь следует задаться вопросом: не дает ли опыт каких-нибудь оснований предполагать, что
женская стыдливость, то чувство стыда, которое, по мнению Гамерлинга, присуще
исключительно женщине, есть бесспорный факт, который делает возможным и даже
вероятным иное толкование явлений? Далее: как можно отрицать религиозность женщин,
когда существует столько «religieuses»? Как можно отрицать за ней строго нравственную
чистоту, когда существует столько добродетельных женщин, о которых повествуют
народная песня и история? Можно ли утверждать, что женщина сексуальна, что она
приписывает высшую ценность моменту сексуальности, в то время, как всем известно, что
многие женщины сильно возмущаются при всяком намеке на половые темы, что она с
|