согласиться с Геккелем и назвать разделение полов «гонохоризмом», то тогда у различных
классов и видов живых существ придется установить различные степени этого гонохоризма.
Не только различные виды растений, но и виды животных, будут отличаться между собою
сообразно тому, в какой степени каждый из них скрывает в себе признаки будущего пола.
Самой крайней степенью половой дифференцироваиности, стало быть, сильнейшим
гонохоризмом, является, с этой более широкой точки зрения, половой диморфизм, например,
у некоторых видов «asellus aquaticus» (водяного ослика) наблюдается та особенность, что
мужские и женские особи одного и того же вида с внешней стороны отличаются друг от
друга не менее, а подчас и значительно резче, чем члены двух совершенно разных семейств и
родов. У позвоночных никогда не видно такого резкого гонохоризма, как, например, у
раковидных или у насекомых. У них не наблюдается такого резкого разграничения между
самцом и самкой, как в явлениях полового диморфизма. Здесь скорее встречается
бесчисленное количество смешанных половых форм, вплоть до так называемого
«гермафродитизма», а у рыб мы находим даже целые семейства с исключительной
двуполостью, с «нормальным гермафродитизмом». И вот следует заранее принять, что хотя и
существуют крайние самцы с самыми незначительными остатками женственности, и крайние
самки с совершенно незаметной мужественностью, и в центре между этими двумя типами
некоторая гермафродитная форма, тем не менее, между этими тремя точками нет пустоты,
совершенно незаполненной. Нас специально занимает человек. Однако все то, что
применимо к нему, можно с некоторыми видоизменениями утверждать и относительно
большинства других живых существ, обладающих способностью к половому размножению.
Относительно же человека можно без колебаний сказать следующее: Существуют
бесчисленные переходные степени между мужчиной и женщиной, так называемые
«промежуточные половые формы». Как физика говорит об идеальных газах, которые
подчиняются закону Бойля-Гей-Люссака (в действительности ему не подчиняется ни один
газ), чтобы, исходя из этого закона, установить всевозможные отклонения от него в данном
конкретном случае: так и мы можем принять идеального мужчину М и идеальную женщину
Ж, как типичные половые формы, которые и действительности не существуют. Установить
эти типы не только возможно, но и необходимо. Не один только «объект искусства», но и
объект науки является типом, идеей, в смысле Платона. Исследуя свойства абсолютно
твердого и абсолютно упругого тела, физика отлично сознает, что действительность не
может представить ей ни одного случая, в котором ее выводы могли бы найти полное
подтверждение. Эмпирические данные, промежуточные стадии между этими двумя
состояниями тела служат для нее лишь исходной точкой для отыскания типических свойств,
и эти же стадии при обратном направлении: от теории к практике, рассматриваются и
исчерпывающе обсуждаются, как некоторые смешанные формы. Точно также существуют
только всевозможные ступени между совершенным мужчиной и совершенной женщиной,
только известные приближения к ним, сами же они реально не существуют.
Следует обратить внимание на то, что речь идет здесь не просто о бисексуальном
предрасположении, а о постоянно действующей двуполости. Последняя не должна
ограничиваться одними только средними половыми формами, физическими или
психическими гермафродитами, как это делалось до сих пор во всех исследованиях
подобного рода. В этой форме, следовательно, моя мысль является совершенно новой. До
сих пор под именем «промежуточных половых ступеней» известны были только средние
половые ступени, словно, говоря математически, здесь находилось место скопления половых
форм, словно тут появлялось нечто большее, чем некоторое незначительное расстояние на
линии, соединяющей две крайности и везде одинаково густо покрытой.
Итак, мужчина и женщина являются как бы двумя субстанциями, которые в самых
разнообразных соотношениях распределены на все живые индивидуумы, причем
коэффициент каждой субстанции никогда не может быть равен нулю. Можно даже сказать,
что в мире опыта нет ни мужчины, ни женщины, а есть только мужественное и женственное.
Поэтому индивидуум А или В не следует просто обозначать именем «мужчина» или
|