половое тщеславие вполне удовлетворяется всякой экстравагантностью, которая выделяет
мужчину среди окружающих его людей. Драматург для них то же, что артист, между
художником и виртуозом они не делают никакого различия. Блестящий и гениальный ум, по
их мнению, два совершенно тождественных понятия: Ницше для них тип гения! Однако
все, что только жонглирует причудами ума, всякое изящество духа не имеет даже
отдаленного сходства с истинным духовным величием. Великие люди cерьезно ставят
проблему своего «я» и вдумчиво относятся к окружающим их вещам. Но они делают это не с
целью казаться одаренными в наиболее подходящий момент, а с целью быть таковыми во
любое время. Люди. которые только сверкают своим умом, лишены духовного благочестия.
Это все лица, которые далеки от искреннего и серьезного интереса к окружающему, так как
вопрос о сущности бытия не в состоянии ими овладеть, лица, у которых побуждение к
творчеству вяло и мимолетно. Все силы их сосредоточены на том, чтобы мысль их искрилась
и сверкала, как блестяще отшлифованный алмаз, но они совершенно не стремятся к тому,
чтобы она что-нибудь освещала! Это вполне понятно, так как они всегда думают только о
том, что «скажут» другие соображение, которое далеко не всегда заслуживает уважения.
Есть люди, которые в состоянии жениться на женщине, лишенной для них всякой
привлекательности, исключительно лишь потому, что она нравится другим. И подобные же
«браки» люди очень часто заключают и со своими мыслями. Я говорю здесь об одном
авторе, который отличается злобной, грубой, оскорбительной манерой писать: ему кажется,
что он рычит, как лев, на самом деле он только лает. К сожалению, кажется, что и Фридрих
Ницше в своих последних произведениях особенно отчетливо выделяет именно то, что, по
его мнению, сильно должно было бы задеть и шокировать людей (насколько он во всем
остальном стоял неизмеримо выше упомянутого уже писателя?). И он наиболее тщеславен
именно там, где проявляет столь сильное невнимание и пренебрежение к человеческому
роду. Это тщеславие зеркала, которое с настойчивым упорством требует признания:
«смотри, как хорошо, как беспощадно я отражаю!» В молодости, когда человек чувствует
свою полнейшую неустойчивость, каждый старается укрепить свое «я» тем, что
набрасывается на других, но лишь одна необходимость заставляет великих людей быть
страстно-агрессивными. Это не они являются подобием молодой лисы, ищущей драки во что
бы то ни стало, или молодой девицы, которой нравится новый туалет только потому, что он в
состоянии возбудить зависть среди ее подруг.
Гений! Гениальность! Каких только чувств не вызывает у большинства людей этот
феномен! Беспокойство, ненависть, зависть, недоброжелательство, жажда унизить! Сколько
непонимания и вместе с тем сколько подражания! «Как он харкает и как он плюет».
Отрешимся от всего псевдогениального с тем, чтобы перейти к истинно-гениальному и
к высшим проявлениям его. И в самом деле: с чего бы ни начиналось наше исследование,
неисчерпаемое богатство и глубина содержания этой темы представляет исследователю
полнейший произвол в выборе исходной точки. Рассмотрение отдельных качеств,
принимаемых нами за признак гениальности, обрекает наше исследование на непреодолимые
трудности: все эти качества до того тесно связаны между собой, что изучение каждого из них
в отдельности не дает и не может дать нам общего представления. При подобном способе
изучения этого вопроса нам грозит двоякое зло: с одной стороны мы рискуем
преждевременно выдвинуть конечные результаты нашего исследования с другой
изолированное изучение каждого признака в отдельности может заслонить от нас целое.
Все высказанные соображения о сущности гениальности носят или биологически
клинический характер или характер метафизический. В первом случае люди с забавной
самоуверенностью утверждают, что незначительные познания в этой области дают нам
вполне надежный ключ для объяснения самых сложных психологических проблем, во
втором случае метафизика с высоты своего величия взирает на гениальность с тем, чтобы
включить ее в свою систему. Если же эти пути не ведут к достижению всех целен этого
исследования, то объяснения этого прискорбного явления следует искать в природе этих
путей.
|