Постараемся вникнуть в то, насколько великий поэт глубже и прочнее вселяется в души
людей, чем человек среднего уровня. Следует только подумать о том необычайном
количестве характеров, которые создал Шекспир или Эврипид, о бесконечном разнообразии
типов, нарисованных в романах Золя. Генрих фон Клейст создал два совершенно
противоположных типа: сначала Пентезилею, а затем Кетхен фон Гейльбронн. Фантазия
Микельанджело воплотила образы Леды и дельфийской Сибиллы. Иммануил Кант и Иосиф
Шеллинг произнесли самое вдумчивое и правдивое слово об искусстве, а вместе с тем только
очень немногие люди уступают им в области изобразительного творчества.
Необходимо прежде всего понять человека для того, чтобы познать и изобразить его.
Для того же, чтобы понять человека, нужно иметь какое-либо сходство с ним.
Необходимо быть таким же, как и он. Только тогда можно изобразить и оценить
поступки людей, когда все психологические предпосылки, вызвавшие тот или иной образ
действий, известны нам из собственных переживаний. Понять человека значит носить его в
себе. Надо уподобиться тому духовному миру, который хочешь постигнуть. Поэтому плут
великолепно понимает только плута, простодушный простодушного, но он никогда не в
состоянии понять плута. Позер видит объяснение поступков людей только в позе и вернее
поймет другого позера, чем наивный человек, существование которого кажется в свою
очередь позеру неправдоподобным. Словом, понять человека значит быть этим человеком.
Из всего сказанного нужно было бы вывести заключение, что каждый человек лучше
всего понимает самого себя. Но это ошибочно. Ни один человек не в состоянии самого себя
понять. Для этого субъект познания должен одновременно фигурировать в качестве объекта,
иными словами, человек должен был бы выйти из рамок своего собственного духовного
мира. Это так же невозможно, как невозможно объяснить универсальность. Для объяснения
универсальности следует найти точку, лежащую вне пределов ее, а это противоречит
понятию универсальность. Если бы кому-нибудь выпало на долю постичь себя, тот мог бы
понять всю вселенную. Дальнейшее изложение покажет, что в этих словах кроется глубокий
смысл, что это не одна только параллель.
В этой стадии нашего изложения следует считать доказанным, что понять свою
глубочайшую, истинную природу человек не в состоянии. Это бесспорный факт: мы можем
быть поняты только другим, но никогда себя постичь не можем. Этот другой несомненно
должен обладать некоторыми чертами сходства с нами, хотя во всех других отношениях
может далеко отличаться от нас. Эти черты сходства являются предметом его исследования,
и в результате он в состоянии будет познать, отразить, понять себя в нас или нас в себе.
Понять человека значит быть этим человеком и вместе с тем быть самим собою.
Но, как видно было из приведенных примеров, гений объемлет в своем понимании
гораздо большее количество людей, чем средний человек. Гете будто бы сказал о себе, что
нет того порока и преступления, к которому он не питал бы некоторой склонности и
которого он не мог бы вполне понять в какой-нибудь момент своей жизни. Гениальный
человек сложнее, богаче. Он личность многогранная. Чем больше людей человек вмещает в
своем понимании, тем он гениальнее, и следует прибавить, что тем отчетливее, интенсивнее
отражены в нем эти люди. Слабое, лишенное яркости отражение духовного мира
окружающих людей не приведет его к созданию сильных, могучих образов, охваченных
пламенным порывом. Его образы будут бледны, без мозга и костей. Творчество гения всегда
направлено к тому, чтобы жить во всех людях, затеряться в них, исчезнуть в многообразии
жизни. В то время как философ стремиться найти других людей в своем собственном
духовном мире, свести их к единству, которое неизменно будет его собственным единством.
Природа гения природа Протея, но эту природу не следует, как и бисексуальность,
представлять себе беспрерывно действующей. Даже величайшему на свете гению не дано
одновременно, скажем, в один и тот же день, постичь всех людей. Духовное богатство и
широта постижения раскрываются у человека не сразу они проявляются в процессе
постоянном развития всей его сущности. Получается представление, что они появляются по
мере истечения определенных, закономерных периодов, эти периоды по своему характеру
|