дополнительных цвета. Человек, лишенный способности воспринимать красный цвет, не
воспринимает также и зеленого, с другой стороны, нет человека, воспринимающего голубой
цвет и одновременно не реагиругощего на желтый цвет. Этот закон вполне приложим и к
области духовной жизни человека: это основной закон всякого сознания. Например, человек
жизнерадостный сильнее поддается удрученному состоянию, чем человек уравновешенный:
меланхолика может спасти только могущественная, сильная мания. У кого чувство тонкого и
изящного столь сильно развито, как у Шекспира, тот скорее других воспримет и поймет, как
некоторую опасность для себя, всякую отвратительную грубость.
Чем больше типов и их противоположностей объединяет в себе человек, тем менее
ускользнут от его внимания (так как за пониманием следует способность восприятия)
активные и пассивные действия людей, тем глубже он проникает в их помыслы, истинные
желания и чувства. Нет гениального человека, который бы не был великим знатоком людей.
Значительный человек озирает с первого раза самые отдаленные тайники души человека и он
нередко готов тотчас же дать полную характеристику его.
Среди большинства людей каждый проявляет определенную, более или менее
развитую склонность к какому-либо предмету. Этот прелестно знаком с миром птиц и
мастерски различает их голоса, а тот с самого утра вперил свой любовный пристальный
взгляд в окружающие его цветы, одного потрясают нагроможденные друг на друга
теллурические осадки, и звезды мелькают перед ним в виде радушного привета, и только
(Гете), другой застывает в каком-то безотчетном предчувствии от веяния холодного
ночного звездного неба (Кант). Иные находят, что горы безжизненны, и чувствуют себя
околдованными беспрерывно переливающимися морями (Беклин), а другие ровно ничего не
находят в этом непрекращающемся движении и ищут удовлетворения под возвышающей
властью горных громад (Ницше). Совершенно также каждый, даже самый простой человек,
находит в природе нечто такое, что его больше всего привлекает, по отношению к предмету
своего влечения, чувства его становятся острее и восприимчивее, чем ко всему прочему. Как
же гениальному человеку, который в идеале вмещает в себе духовную сущность всех людей,
не впитать в себя вместе с их внутренним миром все их склонности и разнообразное
отношение к окружающему.
Не только всеобщность духовной сущности человека, но и всеобщность естественно
природного начала пустила в его душу прочные глубокие корни. Он человек, стоящий в
самых близких интимных отношениях к вещам. Все привлекает его внимание, ничто от него
не ускользает. Он в состоянии все понять, вместе с тем его понимание обладает особенной
глубиной уже потому, что он может каждый предмет сравнить с самыми разнообразными
вещами и провести между ними соответствующее различие. Он лучше других измерит
предмет и укажет его надлежащие границы. Все это с яркой отчетливостью и силой
отражается в сознании гениального человека. Отсюда несомненно и его чувствительность
является наиболее утонченной. Ее не следует смешивать с той чувствительностью, которую
односторонний взгляд приписывает художнику, когда говорит об остроте зрительного
восприятия у живописца (или у поэта) или об утонченности слуховых органов у
композитора. В последнем случае под чувствительностью понимают чрезвычайно
утонченное развитие сферы чувственных ощущений. Мера же гениальности определяется не
столько чувственной, сколько духовной восприимчивостью к различиям. С другой стороны
эта восприимчивость и направлена преимущественно внутрь. Таким образом, гениальное
сознание неизмеримо далеко отстоит от стадии гениды. Оно обладает сильнейшей яркостью
и наиболее отчетливой ясностью. Гениальность является здесь некоторой степенью высшей
мужественности, а потому-то Ж и не может быть гениальной. Это является вполне
последовательным применением вывода предыдущей главы, что М живет сознательнее, чем
Ж, к результатам, полученным нами в настоящей главе. Отсюда общее положение:
гениальность идентична более общей, а потому и высшей сознательности. Но интенсивная
сознательность достигается путем неизмеримого количества противоположностей, которые
вмещает в себя выдающийся человек.
|