себе, когда содержание меняется. Здесь должны быть вкратце изложены соображения, на
основании которых нужно предположить наличность у человека номинального,
трансэмпирического субъекта. Они вытекают из основ логики и этики.
В логике речь идет об отыскании истинного значения принципа тождества (также
противоречия; для существа нашего предмета не имеют значения бесконечные споры,
которые ведутся о преимуществе одного перед другим и истинной форме их выражения).
Положение А = А непосредственно бесспорно и очевидно. Оно является элементарным
мерилом истины для всяких других положений. Всякое противоречие этому положению мы
признаем ложным. Например, когда в каком-нибудь специальном суждении предикат
высказывает относительно субъекта нечто такое, что чуждо определяемому понятию. И
следует только глубже вдуматься, чтобы обнаружить, что в конечном итоге это положение
является законом всяких логических выводов. Закон тождества принцип истинного и
ложного. Кто видит в этом положении одну только тавтологию, которая ничего не объясняет
и нисколько не способствует нашему мышлению, тот пожалуй и прав, но он, очевидно, очень
скверно усвоил природу этого положения. Такого взгляда придерживался Гегель и
впоследствии почти все эмпиристы. А=А, как принцип всякой истины, не может являться
какой-нибудь специальной истиной. Кто видит бессодержательность в законах тождества и
противоречия, тот должен это качество прежде всего приписать себе. Он, пожалуй, надеялся
найти в них особую мысль, обогатить ими свой запас положительных знаний. Но положения,
о которых идет речь, не представляют собою особого познания или особых актов мышления.
Они являются той меркой, которую следует приложить ко всем мыслительным процессам.
Эта мера сама по себе не может являться актом мышления, который можно было бы
сравнить со всеми прочими актами. Норма мышления не может находиться в самом
мышлении. Закон тождества ничего не прибавляет к нашим знаниям. Он не увеличивает
нашего богатства, он стремится заложить первый камень и дать основание этому богатству.
Принцип тождества все или ничего.
К чему применяются принципы тождества и различия? Обыкновенно думают: к
суждениям. Например, Зигварт формулирует закон противоречия следующим образом: «Оба
суждения А есть В, А не есть В не могут одновременно быть верны» Он утверждает, что
суждение: «необразованный человек образован» содержит в себе противоречие потому, что
связанное «образован» отнесено к такому субъекту, относительно которого суждение
implicite утверждает, что он «человек необразованный», это опять можно свести к двум
суждениям: Х «образован» и Х »необразован» и т.д. Психологизм подобного
доказательства бьет в глаза. Оно ссылается на суждение, предшествующее по времени
образованию понятия «необразованный человек». Вышеприведенное же положение, А не=
А, претендует на истинность, безразлично, существуют ли существовали или будут
существовать и другие суждения. Оно простирается на понятие «необразованный человек».
Оно обеспечивает нам это понятие путем исключения всех противоречащих ему признаков.
Именно в этом состоит единственная функция принципов тождества и противоречия.
Она конститутивна для специфической стороны понятия.
Конечно, такова их функция по отношению к логическому понятию, но не к тому, что
мы называем «психологическим понятием». Правда, понятие всегда психологически
заменяется общим созерцательным представлением, но это представление в известной
степени содержит в себе момент специфичности понятия. Это общее представление,
служащее психологически заменой понятия, не есть то же самое, что понятие.
Представление может быть богаче (когда я думаю о треугольнике) или скуднее (в понятии
льва гораздо больше содержания, чем в моем представлении о нем, в то время, как в случае
треугольника совершенно наоборот). Логическое понятие есть та руководящая нить, по
направлению которой следует внимание, когда оно извлекает из представления,
замещающего понятие, только известные моменты, указанные именно этим понятием. Оно
является целью и заветной мечтой психологического понятия, полярной звездой, к которой
обращены упорные взоры внимания, когда оно создает конкретный суррогат понятия: оно
|