закон по которому внимание делает свой выбор.
Нет мышления, которое наряду с логическими моментами не содержало бы в себе
моментов психологических. Наличность одного только логического момента являлась бы
чудом. Только тождество мыслит чисто логически. Человек же должен мыслить
одновременно и психологически, так как кроме разума он наделен и чувственностью.
Правда, его мышление направленно на логические, находящиеся вне времени явления,
психологически же оно протекает в пределах определенного промежутка времени.
Логичность играет роль высшего критерия, которым руководствуется человек в актах
психологического мышления. Когда два человека спорят о чем-либо, они говорят о понятии,
а не о тех совершенно различных индивидуальных представлениях, которыми это понятие
заменяется у каждого из них. Понятие есть та ценность, с помощью которой измеряются
разнообразные индивидуальные представления. Вопрос о том, как психологически возникает
общее представление, не имеет никакого отношения к природе самого понятия. Понятие
приобретает характер логичности это условие достоинства и прочности всякого понятия
не из опыта. Последний в состоянии создать лишь неустойчивые образы, в лучшем же
случае, общие представления весьма шаткого свойства. Сущностью специфичности понятия
являются абсолютное постоянство и абсолютная однозначность, черты которые опытом не
могут быть даны. «Критика чистого разума» характеризует эту сущность следующими
словами: «это то, скрытое в тайниках человеческой души, искусство, загадку которого нам
вряд ли удастся когда-либо разрешить и выставить перед глазами рода человеческого». Это
абсолютное постоянство, эта однозначность не относится к метафизическим сущностям:
вещи далеко не так реальны, как это представляется нам в понятии. Их качества логически
являются присущими им постольку, поскольку они являются содержанием понятия. Понятие
есть норма сущности не существования.
Я говорю, что кругообразный предмет обладает кривизной. Это суждение
оправдывается моим понятием о круге, которое содержит в себе кривизну, как характерный
признак. Понимать под понятием самую сущность, само по себе «существо' будет
неправильно: «существо в данном случае обозначает или исключение всего
психологического, или представляет собою метафизическую вещь. Понятие и определение
понятия две вещи совершенно разные. Представлять себе их, как нечто однозначащее,
запрещает природа определения, которое имеет дело не с объемом, а с содержанием понятия.
Иными словами, определение дает только смысл понятия, а не сферу компетенции нормы,
составляющей сущность понятия. Понятие, как норма, как норма сущности, само сущностью
быть не может. Норма должна являться чем-то другим, но так как она не может быть
сущностью, то она должна быть выражением некоторого факта бытия, ибо tertium non
datur, причем этот факт раскрывает не бытие объектов, а существование известной функции.
Во всяком идейном споре между людьми нормой сущности является не что иное, как
положение А = А или А = | =не А. Это бывает в тех случаях, когда люди для разрешения
спора прибегают к содействию дефиниции, определения. Сущность понятия, постоянство и
однозначность, сообщается последнему только суждением А = А и ничем другим. При этом
роли логических аксиом распределяются следующим образом: prmcipium identitatis
поддерживает продолжительную неизменность и замкнутость понятия, в то время как
principium conlradictionis проводит резкую границу между этим и всеми прочими понятиями.
Этим впервые доказано, что сущность понятия выражается при помощи приведенных двyx
логических аксиом, и не представляет собою ничего другого, как именно эти аксиомы.
Положение А = А (или А = | = не А) и только оно дает возможность возникновения каждого
понятия. Оно является нервом своеобразной природы понятия.
Если я произношу само по себе положение А = А, то это не значит, что какое-нибудь
специальное или даже всякое А, взято из действительного опыта и действительного
мышления, равно самому себе. Суждение тождества совершенно независимо от того,
существует ли действительно какое-нибудь А. Этим я, конечно, не хочу сказать, что это
положение может быть мыслимо кем-либо несуществующим. Это обозначает собою только
|