Он не пестрая мозаика, не искусственное соединение конечного числа химических
элементов. Не в этой мысли заключался истинный смысл исследования IV главы о
внутреннем духовном родстве с большим количеством людей и вещей. Гений все. В нашем
«я» при помощи его все психические явления приобретают самую тесную связь между
собой. Эта связь является результатом непосредственного переживания, а не вносится в наш
духовный мир упорными усилиями науки, что последняя совершает по отношению к вещам
внешнего мира. Здесь целое существует раньше составных частей своих. Так гений, в
котором «я» есть все, охватывает своим взором природу и жизнь всех существ, как нечто
целое, замечает все соединения и связи и создает знание, которое составлено не из
отдельных частей. Потому гениальный человек не может быть психологом эмпиристом,
который главное внимание свое сосредоточивает на деталях и в поте лица своего старается
спаять их при помощи ассоциаций, проводящих путей и т.д. В одинаковой степени он не
может быть исключительно физиком, для которого мир является соединением атомов и
молекул.
Из идеи целого, в которой непрестанно вращается гений, он постигает смысл
отдельных частей. Сообразно этой идее, он оценивает все, лежащее в нем и вне его. Только
поэтому все это, является не функцией времени, а представляет собою выражение великой,
вечной мысли. Гениальный человек является потому и глубоким человеком и только
глубокий человек гениальным. Потому его мнение более веско, чем мнение всех прочих.
Он творит из своего «я», как целого, включающего в себе всю вселенную, в то время как
другие едва ли когда-нибудь приходят к сознанию своего истинного «я». Поэтому каждая
вещь исполнена для него глубокого смысла. Она имеет для него определенное значение, он
видит в ней всегда символ. Дыхание для него больше, чем простой обмен газов через
тончайшие стенки капилляров крови, лазурь неба больше, чем частично поляризованный,
рассеиваемый туманностями атмосферы солнечный свет, змеи больше, чем безногие
рептилии, лишенные плечевого пояса и конечностей. Если собрать вместе все когда-либо
совершенные открытия в области науки и приписать их изобретательности и уму одного
только человека, если все, созданное в области науки такими людьми, как Архимед и
Лагранж, Иоганн Мюллер и Карл Эрнст фон Берг, Ньютон и Лаплас, Конрад Шпренгель и
Кювье, Фукидид и Нибур, Фридрих Август Вольф и Франц Бопп, если, повторяем, все это
рассматривать как результат деятельности непродолжительной жизни одного человека, то и
тогда этот человек не заслужил бы звания гения.
Мы должны еще более углубиться в самую сущность предмета. Человек науки берет
вещи так, как они представляются нашему чувственному восприятию, гений же берет из них
то, что они собою представляют. Для него море и горы, свет и тьма, весна и осень, кипарис и
пальма, голубь и лебедь символы. Он не только чувствует, он видит в них нечто более
глубокое. Для него полет валькирий не простое течение воздуха, ослепительные огненные
эффекты, не простой процесс окисления. И все это понятно, поскольку речь идет о гение, так
как внешний мир связан у него богатыми и прочными узами с внутренним миром, более
того, внешний мир является частным, специальным случаем внутреннего. Мир и «я» для
него тождественно, а потому ему не приходится отдельные части своего опыта соединять
воедино по определенным правилам и законам. Даже величайший универсал громоздит
только одну специальность на другую, не образуя ничего дельного. А потому великий
ученый занимает свое место позади великого художника или великого философа.
Беспредельности вселенной соответствует бесконечность в собственной груди у гения.
Его внутренний мир включает в себя хаос и космос. Все частности и все общее, все
многообразие и всякое единство. Если этими определениями мы гораздо больше сказали о
гениальности, чем о сущности гениального творчества, если состояние художественного
экстаза, философской концепции, религиозного просветления осталось столь же загадочным,
как и раньше, и, если, таким образом, мы выяснили условия, а не сам процесс гениального
творчества, то для большей полноты необходимо выяснить следующее определение
гениальности:
|