Кроме того, исследователи выяснили, что лица, проявлявшие беспокойство о нуждах других (например,
уступчивость, совмещение), значительно реже, по их признанию, прибегали к агрессивному поведению.
На втором этапе Хэммок и Ричардсон (Hammock & Richardson, 1992) расширили рамки своего
исследования до измерения реального агрессивного поведения в условиях стандартной лабораторной
методики (то есть определение времени реакции по Тэйлору). Испытуемые мужчины и женщины
после заполнения опросника организационного конфликта Рэйхима имели возможность нанести удар током
по некоему человеку на основании результата выполненного им
282
задания на время реакции. Цель эксперимента для испытуемых была представлена как определение
воздействия стресса на научение. Во время этого задания уровень провоцирования манипулировался
объектом путем нанесения по испытуемым сравнительно мощных (высокий уровень провокации) или же
сравнительно слабых (низкий уровень провокации) разрядов электрического тока. Это вызвало два
различных вида агрессии. Неспровоцированной агрессией являлся удар током, который испытуемый
наносил по объекту до начала выполнения задания на время реакции, то есть до любых провокаций со
стороны объекта. Спровоцированная агрессия представляла собой сумму цифровых показателей мощности
электрических разрядов, выбираемых испытуемыми во время оставшихся этапов в качестве ответной
реакции на провокацию со стороны объекта (см. в главе 2 подробное объяснение этой процедуры и
полученных результатов). Исследователи выяснили, что испытуемые, для которых, по их сообщению, во
время конфликтов был характерен высокий уровень доминирования, выбирали электрические разряды
более высокой мощности уже на первом этапе экспериментов при незначительной провокации. А лица,
сообщавшие о склонности к уступчивости и пониманию, отвечали разрядами сравнительно небольшой
мощности во время задания по определению времени реакции.
Какие ситуационные или межличностные факторы способны привести к деструктивным, потенциально
агрессивным реакциям в случае конфликта? Несколько исследователей задались вопросом, до какой
степени индивидуальные различия или личностные факторы могут сказываться на поведении людей в
конфликтной ситуации (Bell & Blakeney, 1977; Sternberg & Soriano, 1984; Utley, Richardson & Pilkington,
1990). Пилкингтон, Ричардсон и Утли (Pilkington, Richardson & Utley, 1988), например, пришли к выводу,
что женщины, ищущие сильных ощущений (то есть получающие удовольствие от физической и социальной
деятельности, увеличивающей возбуждение), более склонны во время конфликта настаивать на своем, чем
женщины, не стремящиеся к достижению сильных ощущений. Бэрон (Baron, 1989), изучавший на примере
компании, производящей продукты, реакции служащих на конфликтную ситуацию, обнаружил, что лица
типа «А» чаще вступали в конфликт со своими подчиненными, нежели лица типа «Б». Подобным же
образом лица типа «А» менее склонны решать конфликты, обращаясь к другим членам компании, чем лица
типа «Б». В этом исследовании Бэрон обратил внимание на связь между самоконтролем (Snyder, 1987) и
реакцией на конфликт. Лица с высоким чувством самоконтроля понимают, как они влияют на других и на
их реакции в целом; они стремятся быть довольно гибкими в своих социальных взаимоотношениях, говорят
не то, что думают, и делают не то, что хотят, лишь бы произвести благоприятное впечатление. Лица с
низким уровнем самоконтроля, с другой стороны, стараются вести себя в соответствии со своими
сформировавшимися установками и шкалой ценностей, с нежеланием изменять свои действия в
соответствии с меняющейся ситуацией. Как и ожидалось, лица с высоким уровнем самоконтроля более
склонны к разрешению конфликтов сравнительно мирным путем, нежели лица с низким уровнем
самоконтроля.
Несмотря на то что рассмотренные нами работы исходят из предположения, что индивидуальные различия
по ряду личностных характеристик могут иметь отношение к реакции на конфликтную ситуацию, мы не
должны упускать из виду мощное влияние на конфликтное поведение и ситуационных факторов. Хокер и
Вилмот (Hocker & Wilmot, 1985) задались целью выяснить, каким образом благо-
283
разумие индивидов сказывается на их реакции на конфликтные ситуации. Они подчеркивают, что такой
подход позволяет сохранять некоторое постоянство ситуации, то есть реакции индивида будут в основном
однотипными несмотря на изменения ситуации. Более того, акцент на личности не учитывает социального
взаимодействия между лицами в конфликтной ситуации. Утли, Ричардсон и Пил-кингтон (Utley, Richardson
|