эксперименте обнаружили, что жертвы агрессии подразделяются на две категории. Некоторые сами высоко
агрессивны, напоминая вызывающих и раздражающих провоцирующих жертв, согласно определению
Олуэйза (Olweus, 1978). Жертвы с низким уровнем агрессивности по характеристикам сходны с
пассивными жертвами Олуэйза, которые проявляют тревожность и неуверенность и не защищаются, когда
на них совершается нападение.
109
Итак, лишь некоторые жертвы копируют агрессивное поведение сверстников. Задача исследователей в
данной области раскрыть механизм, обясняющий различие между пассивными и провоцирующими
жертвами.
Модели агрессии в средствах массовой информации: эффекты показа насилия в кино и по телевидению
Вероятно, наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии,
демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших
телеэкранах вовсе не редкость. Так, Уильяме, Забрак и Джой (Williams, Zabrack & Joy, 1982) сообщают, что
в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около
девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, даже ребенок, проводящий у
телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. А ведь от
показа секса и насилия не свободны даже анонсы телепрограмм; Уильяме (Williams, 1989) сообщает,
например, что в телеменю «TV Guide» секс и насилие так или иначе фигурируют более чем в 60% анонсов
телепрограмм, идущих в прайм-тайм.
В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, многие люди выражают
озабоченность в связи с тем, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к
агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для психологической
науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более
пристальное внимание исследователей. (Рис. 3. 4 отражает рост всеобщего интереса к этой проблеме.) За
недостатком места мы не сможем здесь детально проанализировать все полученные к настоящему времени
сведения, но тем не менее сделаем обзор важнейших работ, посвященных сценам насилия в масс-медиа и их
влиянию на детскую агрессивность. Мы обсудим, насколько средства массовой информации ответственны
за развитие агрессивного поведения. Эксперименты, в которых исследовалось влияние масс-медиа на
взрослых, более детально описаны в главах 5 и 8.
Можно сказать, что в процессе изучения влияния средств массовой информации на становление
агрессивного поведения можно выделить три фазы, каждая из которых обладает своей методологической
спецификой. Фактически на последних двух фазах исследователи занимались разрешением
|