методологических и интерпретационных проблем, возникших на предшествующем этапе. Благодаря этому
обстоятельству в настоящий момент мы располагаем множеством разнообразных данных, относящихся к
одному и тому же вопросу. Многообразие методов, с помощью которых изучался центральный вопрос, дает
нам значительную уверенность в достоверности сделанных выводов.
Фаза первая: эксперименты с куклой Бобо. Первые исследования, посвященные влиянию телевизионных и
кинематографических образов насилия на человеческое поведение, были проведены Бандурой и его
коллегами (Bandura, Ross & Ross, 1963a, b; Bandura, 1965). В этих экспериментах участвовали дети
дошкольного возраста. Им демонстрировались короткометражные фильмы (часто спроецированные на
экран телевизора), в которых взрослые весьма необычным способом обращались с большой надувной
куклой Бобо. Например, в одном из экспериментов (Bandura,Ross & Ross, 1963a) актер колотил куклу по
носу.сидя на ней верхом; бил ее по голове игрушечным молотком; футболил ее по комнате, приговаривая:
«Сейчас я тебе нос расквашу!», «Вот тебе, вот тебе!» и т. п. После просмотра подобных сцен дети
переходили в комнату со множеством разнообразных игрушек, часть из которых использовалась актером.
Детям позволяли поиграть кто во что хочет, в течение определенного времени (например, 10 20 минут),
внимательно при этом за ними наблюдая, чтобы выяснить, будут ли они воспроизводить поведение актера,
и если будут, то насколько полно. В целом результаты эксперимента выявили сильный подражательный
эффект. Как уже отмечалось в главе 2, в своем поведении дети часто копировали поведение актера-
взрослого.
Сами по себе эти результаты вряд ли могли показаться кому-либо неожиданными или дискуссионными.
Множество исследований достаточно отчетливо показали, что поведенческие реакции человека в самом
широком диапазоне могут усваиваться через наблюдение соответствующих моделей поведения. Однако
тот факт, что в данном случае усвоенные реакции представляют собой новые для реципиентов формы
физической и вербальной агрессии и возникают вследствие кратковременной теле- или киноэкспозиции
моделей агрессивного поведения, наводил на мысли, которые вскоре сделали эксперимент Бандуры
предметом горячих споров: ведь если в результате подобных сеансов дети научаются новым способам
причинения вреда друг другу, то тогда не следует исключать и возможности того, что масс-медиа,
создающие и тиражирующие образы насилия, могут являться важным фактором возрастания уровня
насилия в обществе. Сам же Бандура предостерегал против таких интерпретаций и даже уверял, что, хотя
дети и приобретают навыки агрессивного реагирования в результате показа агрессивных действий актера,
из этого отнюдь не следует, что эти навыки будут непременно применяться на практике (Bandura, 1965). Но
тем не менее одного допущения о возможности такого эффекта оказалось достаточно для того, чтобы
упомянутые исследования привлекли к себе пристальное внимание самой широкой публики.
Для наук о поведении весьма характерно, что научное исследование, вызвавшее интерес широкой публики,
тут же становится объектом самой жесткой критики. С ранними экспериментами, такими как эксперименты
с куклой Бобо, именно так и произошло. Эти эксперименты вскоре после их проведения были подверг-
111
нуты критике со стороны ученых-социологов и представителей телеиндустрии, поставивших под сомнение
их целесообразность и верность интерпретации их результатов. Было, во-первых, отмечено, что
испытуемые в данных экспериментах вели себя агрессивно по отношению к специально для этого
предназначенной надувной куклы, а не по отношению к человеческому существу. Поэтому не совсем ясно,
можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрессией ведь никому не было
причинено реального вреда. Во-вторых, материал, который демонстрировался участникам экспериментов,
по нескольким существенным параметрам отличался от обычной кино- и телепродукции. В них, например,
начисто отсутствовал сюжет, объясняющий и оправдывающий поступки действующих лиц, а поведение,
демонстрировавшееся взрослыми, практически невозможно увидеть на телеэкране (да и где бы то ни
было!). И наконец, в этих экспериментах дети получали возможность воспроизводить аналогичные
агрессивные действия в аналогичных ситуациях, в то время как кино- и телезрители, наблюдающие сцены
насилия, очень редко попадают в ситуации, идентичные телесюжетам. (Сколько, в конце концов, детей,
смотревших фильмы про войну или мафиозные разборки, могут сами принять участие в подобных
действиях?) Утверждалось, что по этим причинам результаты экспериментов, поставленных самим
Бандурой и аналогичных им, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия,
показываемые в теле- и кинофильмах, способны приводить к возникновению агрессивных проявлений в
межличностных отношениях.
|