Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 197 
Next page End  

обернуться тем, что положение сотрудника в организации будет постепенно ухудшаться. Таким
образом, даже лучшие намерения менеджера могут подорвать мотивацию работника и его преданность
делу.
Будучи сами специалистами по профессиональной подготовке (мы обучили десятки тысяч
человек применению Индикатора типов Майерс-Бриггс), мы располагаем непосредственным опытом в
данной области и в особенности применительно к сенсорно-логико-рациональному деловому миру.
Своим успехом мы обязаны по меньшей мере двум факторам: мы постоянно поддерживали обратную
связь со своей аудиторией и постоянно обновляли порядок проведения обучающих семинаров. После
пятнадцати лет работы мы все еще совершенствуем его, оттачивая передаваемые аудитории идеи в
зависимости от того, как она реагирует. Несмотря на то, что мы являемся типичными интуитивными
этиками (NF), то есть естественным образом тяготеем к моделям межличностного обучения в группах, с
акцентом на самопознание и теоретические моменты, — наши слушатели, по преимуществу сенсорики,
неизменно утверждают, что подготовка, которую мы проводим с ними, практична, логична, и может
быть быстро применена в деле.
Это акцентирует главную заповедь типоведения применительно к учебным программам: будучи
преподавателем, не следует считать, что вы должны понравиться всем. Более того, скорее всего
получится наоборот. Если вы преподаете и любите свою работу, то вероятность того, что типологически
вы разительно не похожи на основную массу своих подопечных, весьма высока.
Образовательные программы практически любого вида разрабатываются интуитами, которые
строят свое объяснение с максимальным практицизмом, но несмотря на это, в целом они часто делают
упор на общие стратегии и концепции, а не на практические подробности и прикладную деятельность.
В отделах профессиональной подготовки преобладают типы NFP и NTP, которые разрабатывают
обучающие программы для аудиторий, в которых, как нам известно, преобладают логики-рационалы.
Если вы взглянете на таблицы типов, приведенные в третьей части книги, то увидите, что в
подавляющем большинстве случаев люди, проводящие профессиональную подготовку, типологически
почти полярно противоположны тем, кого они обучают — менеджерам среднего и высшего звена. Более
того, при разработке таких программ преподаватели (как правило, интуиты) обращаются за советом и
помощью к коллегам, а не к участникам семинаров (которые, как правило, сенсорики). В результате
«полевые испытания» этих программ проходят в щадящих условиях, и их разработчики получают
скорее позитивную, чем негативную оценку, невзирая на то, что эти программы не всегда
соответствуют своим целям. Следует сказать, что и обучающие, и обучаемые нуждаются друг в друге,
однако высокомерие интуитов зачастую не позволяет им снисходить до выяснения мнений подопечных,
в то время как нелюбовь сенсориков к абстракциям никак не способствует налаживанию
взаимодействия с преподавателями, могущего вылиться в создание более удачных образовательных
программ.
Итак, как же нам примирить две эти столь непохожие стороны?
Мы убеждены в том, что предпочтение, связанное с получением информации (сенсорика—
интуиция), является важнейшей отправной точкой для профессионального развития любого человека.
Для начала отметим, что сенсорики и интуиты обучаются совершенно по-разному. Сенсорики стремятся
видеть образование полезным, сокращают теорию до минимума, делают обучение простым и
практичным, тем самым закрепляя итоговые выводы, в то время как интуиты стремятся видеть общую
перспективу с самого начала. Они стремятся озадачивать преподавателей вопросами «как» и «почему»
применительно к обучению: «Как это можно применить на практике?», «Как я смогу это использовать?»
или «Почему мы занимаемся (не занимаемся) этим прямо сейчас?»
Изабель Бриггс-Майерс указывает, что студентам-сенсорикам теория кажется скучной, в то
время как студенты-интуиты находят утомительными факты. Следовательно, программа, основанная
наполовину на теории и наполовину на фактах, обречена быть скучной и утомительной одновременно.
Если бы мир был идеальным, можно было бы с самого начала распознать тип каждого
обучающегося. Располагая подобными сведениями, можно было бы отдать должное индивидуальным
различиям и внести достаточное разнообразие в образовательные программы, чтобы они были
интересны для всех. У экстравертов была бы возможность проявить себя, у интровертов —
возможность подумать, и так далее.
Однако принимая во внимание то, что идеального в нашем мире мало, мы дадим несколько
советов тем, кто разрабатывает образовательную программу:
-
Позаботьтесь о равновесии. В этом случае вам удастся охватить все те области, в которых
каждый из участников уверенно себя чувствует и где каждый достаточно компетентен. Вместе с тем
Hosted by uCoz