правильная образовательная программа должна охватывать и новые, трудные для освоения области,
причем так, чтобы у обучающихся была возможность для индивидуального профессионального роста,
Например, семинар по продажам, развивающий экстравертные навыки (сделки без предварительного
представления продукции, активная реклама, общительность), должен предоставлять возможность и для
развития интровертных навыков (умение слушать, обдумывание поведения клиента, отслеживание
своего собственного поведения). Семинар по бухгалтерскому учету, в котором необходимо давать
базовые профессиональные сведения, только выиграет от того, что вы включите в него обзор таких
«неосязаемых» моментов, как потребности клиента или техники по снятию стресса. Семинар же по
развитию руководящих навыков, в котором основной упор будет сделан на разработке концепций и
умении видеть общую перспективу, должен также подчеркнуть важность безотлагательного
выполнения повседневных дел, что, в свою очередь, говорит о взаимозависимости как руководителя и
его подчиненных.
В каждом из этих случаев необходимо излагать достаточно базового материала для достижения
основных целей курса и вместе с тем заходить в более трудные и менее популярные, но необходимые
области, связанные с основным предметом курса, чтобы обучающиеся выходили за рамки привычного.
-
Считайтесь как с большинством, так и с меньшинством. Нередко бывает так, что
образовательные курсы с годами претерпевают мало изменений, сохраняя одно и то же содержание,
упражнения и стиль обучения. Если же вы обучаетесь не так, как все, или имеете другие потребности,
то рискуете не вписаться в структуру курса. Любую структуру любого курса следует предварительно
испытывать на различных типах аудитории и только затем утверждать окончательно. Например, мы
знаем, что в любой учебной группе из деловой среды будут преобладать логики и рационалы. Более
того, в зависимости от конкретной задачи, поставленной перед обучающимися, сенсориков, по всей
видимости, будет больше, чем интуитов, а экстравертов и интровертов будет поровну, по крайней мере,
на уровне менеджеров среднего звена.
Учитывая все эти возможности, большинству обучающихся такие вещи, как логика и анализ, в
размеренном и распланированном обучении будут даваться естественно. Если в аудитории больше
сенсориков, чем интуитов, обучающиеся предпочтут иметь дело с конкретными фактами в самых
прикладных и практических аспектах деятельности. И даже если аудитория состоит по преимуществу
из интровертов, они все равно будут знать, что от них потребуется вербальное общение, ведь они
вышли из системы, где традиционно поощряется экстраверсия («На одну треть ваша оценка по данному
курсу будет складываться из вашей посещаемости»). Уравновесить все эти предпочтения с другими,
менее популярными интуицией (теория, создание концепций), этикой (субъективные аспекты
деятельности, межличностное общение) и иррациональностью (отсутствие постоянной скованности
планами или графиками) необходимо и полезно для профессионального роста. Но если при этом не
будет соблюден типоведческий принцип уважения индивидуальных различий, подобное повлечет за
собой лишь сопротивление и негативное отношение к обучению.
-
Будьте внимательны к интровертам. Вероятно, полезнейшее открытие, которое типоведение
помогает сделать в области профессионального совершенствования, заключается в следующем: если
интроверту сначала дать время на размышление и обдумывание, только тогда он сможет оптимально
получить и оценить информацию и в конечном итоге поделиться ей. Большинство образовательных
мероприятий совершенно игнорируют эту особенность или по крайней мере относят подобное на
вечернее время, вместо дневного времени занятий. Если же предоставить интровертам возможность
делать заметки, поразмышлять в тишине или даже пообщаться наедине небольшими группами в ходе
мероприятия, это будет не только признанием того, что интровертная модель обучения имеет право на
существование, но и свидетельством того, что разработчик учебного курса заинтересован в том, чтобы
представители всех типов активно участвовали в обучении.
Делу время, потехе час
Хорошие шутки любят все, однако представители различных типов личности по-разному шутят
и воспринимают юмор. Есть типы, представители которых завзятые шутники; представители других
типов любят слушать шутки, но никогда их не помнят, в то время как представители третьих склонны к
каламбурам и остроумным ответам, тогда как стандартные шутки с началом, серединой и концом им не
слишком по душе. Даже любители розыгрышей относятся к определенным типам.
Вот как можно характеризовать влияние каждого из восьми предпочтений на то, как мы шутим и
смеемся:
|