несостоятельными только в совершенно определенных обстоятельствах.
Негативный образ мышления пациента может стать источником раздражения для терапевта.
Некоторые терапевты поддаются соблазну обвинить пациента в чрезмерной зависимости, пассивности,
«сопротивлении», «безволии», пессимизме или «нежелании сотрудничать». Раздосадованный терапевт
не в состоянии объективно оценить негативные идеи пациента и понять, что вышеописанные формы
поведения есть логическое продолжение искаженного мышления.
Наиболее продуктивный подход это предположить, что, будь у пациента выбор (вернее, если
бы он верил в возможность выбора), он предпочел бы быть менее беспомощным, более активным и
независимым. Если пациент отказывается выполнять домашние задания, пропускает назначенные
встречи или постоянно подчеркивает свою недееспособность, терапевт должен искать когнитивные
причины, вызвавшие это регрессивное поведение.
Не ищите за самопораженческим поведением «бессознательных мотивов»
Терапевт не должен поддаваться искушению объяснить самопораженческое поведение пациента
«инфантильными желаниями». Когнитивная терапия исходит из убеждения, что главной детерминантой
поведения депрессивного пациента являются его представления о себе, своей жизненной ситуации и
своем будущем. В терапевтических школах, продолжающих традицию психоанализа, считается, что в
основе оппозиционного и самопораженческого поведения пациента лежат бессознательные желания и
что осознание этих желаний помогает пациенту выбрать более адаптивные стратегии поведения.
Однако данный подход кажется нам неприемлемым при работе с депрессивными пациентами. Дело в
том, что последние обычно истолковывают подобного рода «инсайты» как доказательство собственной
«порочности» или «ничтожности» и в результате чувствуют себя еще более подавленными.
Соразмеряйте уровень собственной активности с потребностями пациента
Депрессивный пациент испытывает трудности с концентрацией внимания. Вследствие этого он
зачастую не может даже определить проблему, не говоря уж о том, чтобы решить ее. В результате
всякий раз, когда возникает какая-то проблема, он теряется и чувствует себя беспомощным. В силу
своего негативного когнитивного настроя, депрессивный пациент обычно усматривает в молчании
терапевта признак отвержения, а отсутствие точно оговоренных сроков лечения расценивает как
свидетельство того, что он никогда не поправится. В свете сказанного очевидно, что метод
неструктурированного интервью не может быть использован при лечении депрессивных пациентов, ибо
он дает простор для негативных фантазий и интерпретаций.
В отличие от традиционных видов психотерапии, где пациент сам выбирает тему обсуждения, а
терапевт просто слушает пациента, время от времени отражая услышанное, в когнитивной терапии
терапевт занимает более активную позицию и проявляет больше инициативы. Когнитивный терапевт
выступает как проводник, советчик, воспитатель в духе Сократа, направляя разговор и внимание
пациента на конкретные мишени.
Обычно наибольшую активность терапевт проявляет на ранних стадиях терапии. Он титрует
уровень собственной активности в соответствии с потребностью пациента в структуре. В глубокой
депрессии многие пациенты не способны давать развернутые ответы, они отвечают на вопросы
терапевта одним словом или коротким предложением. В этом случае терапевт должен быть
чрезвычайно активным, чтобы расшевелить пациента и вывести его из подавленного состояния.
Наиболее эффективны в данном случае краткие, прямые и конкретные заявления; более того, терапевт
должен добиваться от пациента четких и конкретных ответов на свои вопросы.
По мере ослабления депрессии терапевт снижает уровень своей активности. Он побуждает
пациента брать на себя инициативу в лечении; например, он может попросить пациента определить
сквозную тему его представлений или обозначить, из каких невысказанных допущений тот исходит в
конкретных ситуациях. Тем не менее в отличие от других терапевтов когнитивный терапевт остается
активным на протяжении всего курса лечения и зачастую берет на себя инициативу даже на
заключительных стадиях терапии.
Однако даже самый активный когнитивный терапевт выдерживает некоторую паузу после своих
вопросов и комментариев, давая возможность пациенту собраться с мыслями и сформулировать ответ.
Продолжительность этих пауз устанавливается индивидуально для каждого пациента. Паузы не должны
быть ни слишком короткими, ни чересчур длинными. Если пауза затягивается, это может означать, что
|