13. Продемонстрировать пациенту, что его выводы основаны на избирательном восприятии
негативных событий. Проиллюстрируем эту концептуальную проблему следующим примером.
Депрессивная пациентка преисполнилась отвращением к себе, когда нарушила диету, съев
предложенную ей конфету.
Пациентка. Я совсем не могу контролировать себя.
Терапевт. На каком основании вы говорите это?
П. Меня угостили конфетой, и я не смогла отказаться.
Т. Вы ели конфеты каждый день?
П. Нет, один раз, когда мне предложили.
Т. Удалось ли вам на прошлой неделе сделать что-то конструктивное в смысле следования
диете?
П. Ну, мне удавалось преодолеть соблазн, который возникал всякий раз, когда я заходила в
магазин и видела конфеты... И потом, я не съела ни одной конфеты, кроме той, которой меня угостили.
Т. Если посчитать сколько раз вам удавалось сдерживать себя и сколько раз вы поддавались
соблазну, какое соотношение мы получим?
П. Примерно сто к одному.
Т. Итак, если вы в ста случаях сдерживали себя и только один раз не смогли устоять перед
искушением, значит ли это, что вы совсем не можете контролировать себя?
П. Наверно, нет во всяком случае, не совсем (улыбается).
14. Обратить внимание пациента на его склонность отрицать или обесценивать позитивный
опыт.
Пациент. Я нисколько не продвинулся в терапии.
Терапевт. Разве вам не хотелось поскорее поправиться, чтобы покинуть больницу и вернуться в
колледж?
П. Подумаешь, колледж! Что с того, что я хожу туда каждый день?
Т. Почему вы так говорите?
П. Там ведь только здоровые люди.
Т. А когда вы участвовали в групповой терапии в больнице, что вы чувствовали тогда?
П. Я чувствовал, что мне легко с этими людьми, поскольку они такие же сумасшедшие, как я.
Т. Не кажется ли вам, что всякий раз, когда вы добиваетесь в чем-то успеха, вы обесцениваете
свое достижение?
15. Раскрыть и исследовать проблемные темы, о которых пациент предпочитает не думать.
Известно, что в депрессии человек нередко стремится поскорее «закрыть» беспокоящую его тему. Он
отмахивается от проблемы, поскольку доминирующая в его сознании концептуальная схема диктует
совершенно определенный вывод, который, однако, кажется человеку неприемлемым. Он думает: «Это
дурацкая, невротичная идея. Лучше не думать об этом». К сожалению, ошибочные убеждения
сохраняются и продолжают влиять на поведение человека.
Расспрашивайте пациента вместо того, чтобы спорить с ним или читать наставления
Вовремя заданные и точно сформулированные вопросы позволяют изолировать и исследовать
конкретные проблемы, выводы и представления пациента. Серия вопросов может помочь
переосмыслить многие вещи, может пробудить в нем любопытство, дух исследования, дает пациенту
возможность рассмотреть информацию, прежде ускользавшую от его внимания. В этом смысле вопросы
помогают преодолеть ограниченность депрессивного мышления.
Важно вытянуть из пациента что он думает по тому или иному вопросу, а не рассказывать ему,
что он должен думать.
Из нижеприведенной записи интервью видно, как терапевт, используя серию вопросов,
побуждает пациента взглянуть по-новому на его дезадаптивное поведение (пациент целыми днями
лежал в постели).
Терапевт. Какова вероятность того, что по возвращении домой вы уляжетесь в постель?
Пациент. Думаю, стопроцентная.
Т. Почему вы намерены лечь?
П. Мне хочется.
Т. Почему у вас возникает такое желание?
П. Потому что я знаю, что когда я лягу, мне станет лучше.
|