Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 192 
Next page End  

К когнитивной модификации через поведенческие изменения
Когнитивная терапия депрессий основана на когнитивной теории депрессии. Работая в рамках
когнитивной модели, терапевт выбирает конкретные подходы, соответствующие актуальным
потребностям конкретного пациента. Терапевт может опираться на когнитивную теорию, даже
используя сугубо поведенческие или ареактивные (высвобождение эмоций) техники.
На начальных этапах терапии, и особенно в случаях тяжелой депрессии, перед когнитивным
терапевтом нередко стоит задача восстановления преморбидного уровня функционирования пациента.
Используя различные средства, терапевт побуждает пациента преодолеть свою пассивность и заняться
чем-нибудь конструктивным. Правомерность этого подхода подтверждается многочисленными
клиническими наблюдениями. Дело в том, что бездеятельность депрессивного человека заставляет и его
самого, и его близких («значимых других») считать, что он уже не способен выполнять функции,
сопряженные с его социальной ролью (студента, добытчика, хозяйки дома, супруга, родителя и т. п.).
Более того, пациент уже не рассчитывает получить удовольствие от некогда интересных ему занятий.
Мы наблюдаем здесь своего рода порочный круг: бездеятельность рождает мысли о
недееспособности, которые, в свою очередь, вызывают еще большую подавленность и массивное
двигательное торможение вплоть до полной обездвиженности. Интеллектуальные операции, такие как
обдумывание и планирование моторной активности, представляют проблему для глубоко
депрессивного пациента, не говоря уже о комплексных моторных операциях, которые требуют
огромных усилий. Нарушение этих форм поведения в результате ослабления внимания, повышенной
утомляемости или эмоциональной подавленности приводит к чувству неудовлетворенности и
снижению самооценки.
Роль терапевта понятна. Однако нужно помнить, что не так-то просто «разубедить» пациента,
который искренне считает себя слабым, несостоятельным или ленивым. Ведь пациент знает, что он не
делает то, что когда-то казалось ему важным и давалось без особых усилий. Помогая пациенту изменить
поведение, терапевт тем самым демонстрирует ошибочность вышеупомянутых негативных
генерализованных заключений. Терапевт может показать пациенту, что тот не утратил способности к
нормальному функционированию, что только уныние и пессимизм не позволяют ему мобилизовать
свои ресурсы и предпринять необходимые усилия. Таким образом он подводит пациента к осознанию
того, что источником его проблем являются когнитивные ошибки: пациент думает (ошибочно), что он
слабый, неспособный, глупый, и эти предубеждения ограничивают его мотивацию и поведение.
Термин «поведенческие техники» как будто бы указывает на то, что объектом терапевтического
вмешательства является только поведение, что терапевт просто предписывает пациенту определенные
виды активности. На самом же деле для успешного применения бихевиоральных методов необходимо
постоянное внимание к мыслям, чувствам и желаниям пациента. Конечной целью бихевиоральных
техник в рамках когнитивной терапии является изменение негативных установок, мешающих
нормальному функционированию пациента. Терапевт, использующий данные техники, по сути
проводит серию экспериментов, призванных опровергнуть негативные представления пациента о своей
персоне. Получая наглядные доказательства ошибочности своих идей, пациент постепенно становится
более уверенным в себе и берется за выполнение более сложных заданий.
Многие из техник, о которых рассказывается в этой главе, входят в арсенал бихевиоральной
терапии. Однако эффект от терапии, основанной только на бихевиоральной модели, обычно бывает
невелик, поскольку терапевт фокусируется только на внешнем поведении пациента, исключая из
рассмотрения его когнитивную подоплеку, а именно скрытые установки, убеждения и мысли пациента.
Для бихевиорального терапевта изменение поведения является самоцелью, тогда как в когнитивной
терапии оно служит лишь средством достижения цели — когнитивной модификации.
Важно отметить, что поведенческие изменения не обязательно приводят к когнитивной
перестройке. В отличие от результатов социально-психологических исследований здоровых людей
наши наблюдения показывают, что депрессивные пациенты, даже изменив свое поведение, не всегда
отказываются от своих сверхценных негативных идей. Проиллюстрируем эту мысль следующим
примером.
36-летняя женщина, находясь в депрессии, перестала посещать теннисный клуб, хотя раньше
занятия теннисом доставляли ей огромное удовольствие. Теперь же, по ее признанию, она «только и
делала» что спала или пыталась «что-то поделать по дому». Пациентка твердо держалась мнения, что
она не способна к столь «напряженным» занятиям, как теннис. Муж пациентки, желая помочь жене
Hosted by uCoz