публично восхвалять за проявленную сознательность! В первый месяц домовладельцы потребили
природного газа на 12,2 % меньше, чем обычно, потому что надеялись увидеть свои имена
напечатанными в газете. Однако после того, как хозяева домов узнали из полученных ими писем, что
это невозможно, они не увеличили потребление энергии до прежнего уровня. Напротив, в каждом из
оставшихся зимних месяцев они потребили газа на 15,5 % меньше, чем потребляли в среднем
ежемесячно до беседы с консультантом.
Конечно, мы никогда не можем быть абсолютно уверены в том, что получим подобный
результат. Давайте попробуем разобраться, почему в данном случае все произошло именно так, как
произошло. Домовладельцев вынудили взять на себя обязательство по экономии газа с помощью
тактики «выбрасывания низкого мяча» им пообещали широкую известность. Принятое обязательство
сразу же стало создавать свою собственную поддержку: домовладельцы начали изменять свои
привычки, начали получать удовольствие от своих усилий, направленных на общее благо, начали
убеждать себя в необходимости уменьшения зависимости США от иностранных поставщиков
природного газа, начали проявлять большее внимание к своим коммунальным счетам, начали гордиться
своей способностью к самоотречению и, что важнее всего, начали считать самих себя экономными,
радеющими об общем национальном благе гражданами. Если учесть все эти новые доводы,
оправдывавшие принятое обязательство по экономии энергии, становится понятно, почему данное
обязательство продолжало выполняться даже после того, как первоначальный стимул (публикация имен
на страницах газет и, как следствие, широкая известность) был устранен.
|