себя. Таким образом, в Англии и Соединенных Штатах юноше очень скоро удается
извлечь всю пользу из своих дарований. В 25 лет, если только в нем нет
недостатка в содержательности и в уме, он уже может быть не только полезным
исполнителем, но даже предпринимателем, не только машиной, но и двигателем.
Во Франции, где взяла верх противоположная система, принимающая с каждым
поколением все более и более китайский характер, общая сумма теряемых сил
очень велика".
И великий философ приходит к следующему заключению относительно все
возрастающего несоответствия между нашим латинским воспитанием и жизнью:
"Во всех трех стадиях учения -- в детском, отроческом и юношеском
возрасте -- теоретическая и школьная подготовка с помощью книг стала длиннее
и обременительнее ввиду экзамена и получения степеней, и дипломов и
свидетельств. Это удлинение и отягощение школьных занятий вызывается
применением противоестественного режима, выражающегося в откладывании
практического учения, искусственных упражнений и механического набивания
головы ненужными сведениями, переутомлением. При этом не принимаются во
внимание последующие годы и обязанности, которые выпадают на долю взрослого
человека, -- одним словом, ни реальный мир, куда должен вступить юноша, ни
окружающее его общество, к которому он должен заранее приспособиться, ни
житейские столкновения, к которым юноша должен быть заранее хорошо
подготовлен, укреплен и вооружен (иначе он не в состоянии будет ни устоять,
ни защищаться), не принимаются в расчет этой системой воспитания. Наши школы
не дают своим ученикам такой подготовки, более важной, чем всякая другая, не
снабжают его необходимой твердостью здравого смысла, воли и нервов.
Наоборот, вместо того чтобы подготовить ученика для предстоящих ему условий
жизни, школа лишает его необходимых для этого качеств. Отсюда вытекает то,
что его вступление в жизнь, его первые шаги на поприще практической
деятельности часто сопровождаются рядом неприятных поражений, вызывающих у
него чувство огорчения и оскорбления, долго не исчезающее и порой
искалечивающее его навсегда. Это тяжелое и опасное испытание; нравственное и
умственное равновесие может пострадать от этого и рискует никогда вполне не
восстановиться. Разочарование наступает слишком внезапно и бывает слишком
полным; заблуждение было слишком велико и слишком велики будут
неприятности".
Это были приблизительно последние страницы, написанные Тэном. Они
превосходно резюмируют результаты долгого опыта великого философа. Я думаю,
что они совершенно непонятны, к сожалению, для профессоров нашего
университета, не бывавших за границей. Воспитание -- единственное средство,
которым мы обладаем, чтобы несколько действовать на душу народа, и грустно
думать, что во Франции почти нет никого, кто бы мог понять, что наше
современное воспитание составляет опасный элемент быстрого упадка, и вместо
того чтобы развивать нашу молодежь, оно извращает и унижает ее.
Полезно было бы сопоставить эти страницы Тэна с наблюдениями,
произведенными над воспитательной системой в Америке Полем Бурже, и
собранными в его прекрасной книге "Outre-Mer". Признав также, что наша
воспитательная система создает только ограниченных буржуа без инициативы и
без воли или анархистов, -- "два типа, одинаково опасных, -- цивилизованного
человека, бесплодно вращающегося среди бессильной пошлости, либо увлеченного
безумием разрушения", -- автор приводит сравнения, весьма заслуживающие
внимания. Он сравнивает наши французские лицеи, эти фабрики дегенерации, и
американские школы, превосходно подготавливающие человека для жизни. Тут
можно ясно видеть, какая пропасть существует между действительно
демократическими народами и такими, у которых демократические идеи
существуют только в речах, а не в мыслях.
Мы нисколько не удалились от психологии толпы в предшествовавших
|