строках. Чтобы понять идеи и верования, гнездящиеся в толпе в настоящую
минуту и готовые завтра же проявиться в полном развитии, надо знать, как
готовилась почва для этого. Образование, которое дается молодому поколению в
какой-нибудь стране, позволяет нам предвидеть, какая участь ожидает эту
страну. Воспитание, получаемое современным поколением, оправдывает самые
мрачные предсказания в этом отношении. Образование и воспитание до некоторой
степени могут улучшить или испортить душу толпы. Необходимо было указать,
как действует на нее современная система и как масса равнодушных и
нейтральных индивидов превратилась постепенно в громадную армию недовольных,
готовых повиноваться всяким внушениям утопистов и риторов. В школах-то
именно и подготавливается будущее падение латинских народов.
Глава вторая. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ МНЕНИЙ ТОЛПЫ
* 1. Образы, слова и формулы, -- Магическая сила слов и формул. --
Могущественное влияние слов связано с образами, которые ими вызываются, и не
зависит от их реального значения. -- Образы меняются соответственно времени
и расе. -- Обветшание слов. -- Изменение смысла слов сообразно расе.
--Различное значение слова "демократия" в Европе и Америке. * 2. Иллюзии. --
Их значение. -- Они лежат в основе всех цивилизаций. -- Социальная
необходимость иллюзий. -- Толпа всегда предпочитает их истине.
* 3. Опыт. -- Только опыт может упрочить в душе толпы необходимые
истины и разрушить иллюзии, сделавшиеся опасными. -- Во что обходится
необходимый для убеждения толпы опыт. * 4. Рассудок. -- Ничтожность его
влияния на толпу. На толпу можно влиять, действуя на ее бессознательные
чувства. -- Роль логика в истории. -- Тайные причины невероятных событий.
В предшествующей главе мы изучили отдаленные и подготовительные
факторы, развивающие в душе толпы особенную восприимчивость, благодаря
которой в толпе возникают известные чувства и идеи. Теперь нам нужно
рассмотреть факторы, действующие на толпу непосредственным образом. В
следующей главе мы увидим, как надо обращаться с этими факторами, чтобы они
оказали свое действие.
В первой части нашего труда мы изучили чувства, идеи и рассуждения
толпы и можем отсюда вывести общее заключение о способах воздействия на душу
толпы. Мы уже знаем, что поражает воображение толпы, какой силой и
заразительностью обладают внушения, особенно те, которые представляются в
форме образов; но так как происхождение внушений бывает весьма разнообразно,
то и факторы, способные действовать на душу толпы, могут быть очень
различны; поэтому-то и необходимо изучить их отдельно, и такое изучение не
будет бесполезной работой. Толпа несколько напоминает сфинкса из античной
сказки: надо или научиться разрешать загадки, предлагаемые нам ее
психологией, или же безропотно покориться тому, что толпа поглотит нас.
*1. ОБРАЗЫ, СЛОВА И ФОРМУЛЫ Изучая воображение толпы, мы видели, что на
него очень легко действовать, в особенности образами. Такие образы не всегда
имеются в нашем распоряжении, но их можно вызывать посредством умелого
применения слов и формул. Искусно обработанные формулы получают
действительно ту магическую силу, которая им приписывалась некогда адептами
магии. Они могут возбудить в душе толпы самые грозные бури, но умеют также и
успокаивать их. Можно было бы воздвигнуть пирамиду, гораздо более высокую,
чем пирамида Хеопса, из костей лишь тех людей, которые пали жертвами
могущества слов и формул.
Могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и
совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие
самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу.
Таковы, например, термины: демократия, социализм, равенство, свобода и т.д.,
|