такую же могущественную силу заразы, какой обладают некоторые микробы. Это
явление вполне естественное, и его можно наблюдать даже у животных, когда
они находятся в стаде. Паника, например, или какое-нибудь беспорядочное
движение нескольких баранов быстро распространяется на целое стадо. В толпе
все эмоции также точно быстро становятся заразительными, чем и объясняется
мгновенное распространение паники. Умственные расстройства, например,
безумие, также обладают заразительностью. Известно, как часто наблюдаются
случаи умопомешательства среди психиатров, а в последнее время замечено
даже, что некоторые формы, например агорафобия, могут даже передаваться от
человека животным.
Появление заразы не требует одновременного присутствия нескольких
индивидов в одном и том же месте; оно может проявлять свое действие и на
расстоянии, под влиянием известных событий, ориентирующих направление мыслей
в известном смысле и придающих ему специальную окраску, соответствующую
толпе. Это заметно особенно в тех случаях, когда умы уже подготовлены
заранее отдаленными факторами, о которых я говорил выше. Поэтому-то
революционное движение 1348 года, начавшись в Париже, сразу распространилось
на большую часть Европы и пошатнуло несколько монархий. Подражание, которому
приписывается такая крупная роль в социальных явлениях, в сущности
составляет лишь одно из проявлений заразы. В другом месте я уже достаточно
говорил о влиянии подражания и поэтому здесь ограничусь лишь тем, что
воспроизведу то, что было сказано мною об этом предмете пятнадцать лет тому
назад и развито в последствии другими авторами в новейших сочинениях:
"Человек так же, как и животное, склонен к подражанию; оно составляет
для него потребность при условии, конечно, если не обставлено затруднениями.
Именно эта потребность и обусловливает могущественное влияние так называемой
моды. Кто же посмеет не подчиниться ее власти, все равно, касается ли это
мнений, идей, литературных произведений или же просто-напросто одежды?
Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во
всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои
действия, и бессознательная масса подражает им. Но эти индивиды не должны
все-таки слишком удаляться от преобладающих в толпе идей, иначе подражать
будет трудно, и тогда все их влияние сведется к нулю. По этой-то причине
люди, стоящие много выше своей эпохи, не имеют вообще на нее никакого
влияния. Они слишком отдалены от нее. Поэтому-то и европейцы со всеми
преимуществами своей цивилизации имеют столь незначительное влияние на
народы Востока; они слишком отличаются от этих народов...
Двойное влияние -- прошлого и взаимного подражания -- в конце концов
вызывает у людей одной и той же страны и одной и той же эпохи такое
сходство, что даже те, кто менее всего должен был бы подаваться такому
влиянию, -- философы, ученые и литераторы -- обнаруживают все же такое
семейное сходство в своих мыслях и стиле, что по этим признакам можно тотчас
же узнать эпоху, к которой они принадлежат. Достаточно короткого разговора с
каким-нибудь человеком, чтобы получить полное понятие о том, что он читает,
какие его обычные занятия и в какой среде он живет".
Зараза настолько могущественна, что она может внушать индивидам не
только известные мнения, но и известные чувства. Благодаря именно такой
заразе, в известную эпоху подвергались презрению известные произведения,
например, "Тангейзер", спустя несколько лет возбудивший восторги тех же
самых людей, которые его осмеяли.
Мнения и верования распространяются в толпе именно путем заразы, а не
путем рассуждений, и верования толпы всех эпох возникали посредством такого
же точно механизма: утверждения, повторения и заразы. Ренан совершенно
справедливо сравнивает первых основателей христианства "с рабочими
социалистами, распространяющими свои идеи по кабакам". Вольтер также говоря
|