о христианской религии, сказал, "что в течение более чем ста лет ее
последователями была только самая презренная чернь".
На примерах, аналогичных тем, на которые я уже указывал здесь, можно
ясно проследить, как зараза, действующая вначале только в народных слоях,
постепенно переходит в высшие слои общества; мы можем убедиться в этом на
наших современных социалистских доктринах, которыми в настоящее время
начинают увлекаться уже те, кто осужден сделаться первыми жертвами их
торжества. Действие заразы настолько сильно и могущественно, что перед ним
отступает всякий личный интерес.
Вот почему всякое мнение, сделавшись популярным, в конце концов
получает такую силу, что проникает и в самые высшие социальные слои и
становится там господствующим, хотя бы нелепость его была вполне очевидна. В
этом явлении заключается очень любопытная реакция низших социальных слоев на
высшие, тем более любопытная, что все верования толпы всегда проистекают из
какой-нибудь высшей идеи, не пользовавшейся никаким влиянием в той среде, в
которой она народилась. Обыкновенно вожаки, подпавшие под влияние этой идеи,
завладевают ею, извращают се, создают секту, которая в свою очередь
извращает и затем распространяет ее в недрах масс, продолжающих извращать ее
все более и более. Сделавшись наконец народной истиной, эта идея некоторым
образом возвращается к своему первоначальному источнику и тогда уже
действует на высшие слои нации. В конце концов мы видим, что все-таки ум
управляет миром. Философы, создавшие какие-нибудь идеи, давно уже умерли и
превратились в прах, но благодаря описанному мною механизму, мысль их
все-таки торжествует в конце концов.
&3. ОБАЯНИЕ
Идеи, распространяемые путем утверждения, повторения и заразы, обязаны
своим могуществом главным образом таинственной силе, которую они
приобретают, -- обаянию.
Идеи или люди, подчинявшие себе мир, господствовали над ним
преимущественно благодаря этой непреодолимой силе, именуемой обаянием. Мы
все понимаем значение этого слова, но оно употребляется часто в таких
различных смыслах, что объяснить его нелегко. Обаяние может слагаться из
противоположных чувств, например, восхищения и страха. В основе обаяния
действительно часто заложены именно эти чувства, но иногда оно существует и
без них. Наибольшим обаянием, например, пользуются умершие, следовательно,
-- существа, которых мы не боимся: Александр, Цезарь, Магомет, Будда. С
другой стороны есть такие предметы и фикции, которые нисколько не возбуждают
в нас восхищения, например, чудовищные божества подземных храмов Индии, но
которые, тем не менее, имеют огромное обаяние. В действительности обаяние --
это род господства какой-нибудь идеи или какого-нибудь дела над умом
индивида. Это господство парализует все критические способности индивида и
наполняет его душу удивлением и почтением. Вызванное чувство необъяснимо,
как и все чувства, но, вероятно, оно принадлежит к тому же порядку, к какому
принадлежит очарование, овладевающее замагнитизированным субъектом. Обаяние
составляет самую могущественную причину всякого господства; боги, короли и
женщины не могли бы никогда властвовать без него.
Различные виды обаяния можно, однако, подразделить на две главные
категории: обаяние приобретенное и обаяние личное. Приобретенное обаяние --
то, которое доставляется именем, богатством, репутацией; оно может
совершенно не зависеть от личного обаяния. Личное же обаяние носит более
индивидуальный характер и может существовать одновременно с репутацией,
славой и богатством, но может обходиться и без них.
Приобретенное или искусственное обаяние гораздо больше распространено.
Уже одного того факта, что какойнибудь индивид занимает известное социальное
положение, обладает известным богатством и титулами, бывает зачастую
|