Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 144 
Next page End  

англичанин,  славянин и венгр,  араб  и француз могут быть  удерживаемы  под
одними законами  с величайшими трудностями  и ценой беспрерывных  революций.
Большие  империи,  состоящие  из  различных  народов,  всегда   осуждены  на
эфемерное существование. Если они существовали иногда продолжительное время,
как империя моголов, а потом англичане в Индии, то с одной стороны -- потому
что туземные расы были до такой сте пени многочисленны,  до того различны и,
следовательно, до  того  враждебны  друг другу, что они не  могли и думать о
том,  чтобы соединиться  против иностранцев; с другой стороны --  потому что
эти чужеземные властелины имели довольно верный политический инстинкт, чтобы
уважать   обычаи  покоренных  народов   и  предоставить  им  жить  по  своим
собственным законам.
     Нужно было бы написать много  книг и  даже  переделать  всю  историю  с
совершенно новой точки зрения, если бы исследователи задались целью показать
все следствия, вытекающие из психологического склада народов. Более глубокое
изучение его должно было бы стать  основанием для политики и для педагогики.
Можно  даже сказать, что это изучение избавило  бы  людей от бездны ошибок и
многих  переворотов,  если  бы  народы  вообще могли  избегнуть  злополучий,
вытекающих из  свойств их расы, если бы голос  разума  не заглушался  всегда
повелительным голосом предков.
Глава II.  РАЗЛИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ  КАК ВНЕШНЕЕ  ПРОЯВЛЕНИЕ 
ДУШИ НАРОДА
     Элементы,  из  которых   образуется  цивилизация,   составляют  внешние
проявления души создавших  их народов. -- Важность этих  различных элементов
разнообразится  от  одного  народа  к  другому.  --  Искусство,  литература,
учреждения и  т.д.  играют  у  разных  народов различную  роль. --  Примеры,
представляемые  в древности  египтянами, греками и  римлянами.  -- Различные
элементы цивилизации могут иметь эволюцию,  совершенно независимую от общего
хода  этой цивилизации. --  Примеры, представляемые  искусством. --  Что оно
передает.  -- Невозможность найти в какомнибудь  одном элементе  цивилизации
мерило  ее уровня.  -- Элементы, обеспечивающие превосходство  какому-нибудь
народу. -- Элементы, (; философской точки зрения,  очень низкие, могут  быть
очень важными с общественной точки зрения.
     Различные  элементы:  язык,  учреждения,  идеи,  верования,  искусство,
литература, из которых  образуется  цивилизация,  должны быть рассматриваемы
как внешнее  проявление  души создавших их людей.  Но,  смотря  по эпохам  и
расам, важность этих элементов как выражения души какого-нибудь народа очень
неодинакова.
     Трудно  в  настоящее время встретить  книгу,  посвященную произведениям
искусства, в которой бы не повторялось, что они верно передают мысль народов
и служат наиболее существенным выражением их цивилизации.
     Без сомнения, часто бывает и  так, но не достает  еще многого для того,
чтобы это правило было абсолютным и чтобы развитие искусства соответствовало
всегда  интеллектуальному  развитию  наций. Если  есть  народы,  для которых
произведения искусства составляют самое важное выражение их души, то есть, в
свою  очередь, другие,  очень  высоко стоящие  на  лестнице  цивилизации,  у
которых   искусство  играло  только   очень  второстепенную  роль.  Если  бы
предстояло написать историю цивилизации каждого народа, принимая во внимание
только  один ее  элемент, то этот элемент  должен был бы  разнообразиться от
одного народа  к другому.  Одни  народы давали  бы возможность лучше  узнать
искусство;  другие --  политические и  военные учреждения,  промышленность и
т.д.  Этот  пункт важно  установить с самого начала,  потому что он нам даст
возможность позже понять, почему различные элементы цивилизации, передаваясь
от одного народа к другому, претерпели очень неодинаковые изменения.
Hosted by uCoz