Среди народов древности египтяне и римляне представляют собой очень
характерные примеры этого неравенства в развитии различных элементов
цивилизации и даже различных отраслей, из которых образуется каждый из
названных элементов.
Возьмем сперва египтян. У них литература всегда была очень слаба,
живопись -- очень посредственна. Напротив, архитектура и скульптура имеют
шедевры. Их памятники еще теперь вызывают наше удивление. Статуи, которые
они нам оставили, могут служить образцами и в настоящее время, а грекам
нужен был только очень короткий период, чтобы успеть их превзойти.
От египтян переходим к римлянам, которые играли такую господствующую
роль в истории. У них не было недостатка ни в воспитателях, ни в образцах,
так как у них были уже предшественники в лице египтян и греков; и однако они
не успели создать оригинального искусства. Никогда, может быть, ни один
народ не обнаружил меньше оригинальности в своих художественных
произведениях. Римляне очень мало заботились об искусстве, смотря на него
только с утилитарной точки зрения и видя в нем только своего рода предмет
ввоза, подобный другим продуктам, например, металлы, благовонные вещества и
пряности, которые требовались ими от иностранных народов. Даже тогда, когда
они уже были властелинами мира, римляне не имели национального искусства; и
даже в эпоху, когда всеобщий мир, богатство и потребности в роскоши развили
немного их слабые художественные чувства, они только из Греции выписывали
образцы и художников. История римской архитектуры и скульптуры есть не более
как дополнительная глава к истории греческой архитектуры и скульптуры.
Но этот великий римский народ, столь незначительный в своем искусстве,
поднял на недосягаемую высоту три других элемента цивилизации. Он имел
военную организацию, которая обеспечила ему мировое господство; затем --
политические и судебные учреждения, с которых мы еще до сих пор берем
образцы, и наконец -- литературу, которой вдохновлялась наша в течение
веков.
Итак, мы поразительно ясно видим неравенство в развитии элементов
цивилизации у двух наций, высокая ступень культуры которых не может быть
оспариваема, и потому можно заранее предсказать ошибки, в какие рискует
попасть тот, кто примет за масштаб только один из этих элементов, например,
искусство. Мы только что нашли у египтян чрезвычайно оригинальное и
замечательное искусство, за исключением живописи, и очень посредственную
литературу. У римлян -- очень посредственное искусство без малейшего следа
оригинальности, но зато блестящую литературу и, наконец, перворазрядные
политические и военные учреждения.
Сами греки, один из народов, обнаруживших свое превосходство в самых
разнообразных отраслях, могут быть также приведены в пример, чтобы показать
отсутствие параллелизма в развитии различных элементов цивилизации. В
гомеровские времена их литература уже была очень блестяща. Еще и теперь
песни Гомера рассматриваются как образцы, на которых в течение веков
воспитывается университетская молодежь Европы; и однако открытия современной
археологии показали, что в эпоху возникновения гомеровских песен греческая
архитектура и скульптура были грубо варварскими и состояли только из
безобразных подражаний египетской и ассирийской.
Но лучше всего показывают нам эти неравенства в развитии индусы. С
точки зрения архитектуры, найдется очень мало народов, которые бы их
превзошли. С точки зрения философии, их умозрения достигали такой глубины,
какой европейская мысль достигла только в самое недавнее время. Если
литература индусов стоит ниже греческой и римской, то все-таки она дала нам
несколько замечательных вещей. В области скулыпуры индусы, напротив, очень
посредственны и значительно ниже греков. В сфере наук и исторических знаний
они абсолютно ничтожны, и можно констатировать у них отсутствие точности,
|