остальных элементов цивилизации. Этот период упадка продолжается до тех пор,
пока какая-нибудь политическая революция, нашествие, принятие новой религии
или какой-нибудь другой фактор не введут в искусство новых элементов. Таким
образом в средние века крестовые походы принесли знания и новые идеи, давшие
искусству толчок, который имел последствием преобразование романского стиля
в готический. Таким-же образом несколько веков спустя возрождение изучения
греко-римской жизни повлекло за собой преобразование готического искусства в
искусство эпохи Возрождения. Точно так же в Индии нашествия мусульман
привели к преобразованию индусского искусства.
Важно также заметить, что так как искусство выражает в общих чертах
известные потребности цивилизации и соответствует известным чувствам, то оно
осуждено претерпевать согласные с этими потребностями изменения и даже
совершенно исчезнуть, если сами родившие его потребности и чувства случайно
изменяются или исчезают. Из этого еще вовсе не следует, что цивилизация в
упадке, и здесь мы опять видим отсутствие параллелизма между эволюцией
искусства и эволюцией остальных элементов цивилизации. Ни в одну
историческую эпоху цивилизация не была так высока, как в настоящее время, и
ни в одну эпоху, может быть, не было более банального и менее
индивидуального искусства. Так как исчезли религиозные верования, идеи и
потребности, делавшие из искусства существенный элемент цивилизации в эпохи,
когда оно считало за святыни храмы и дворцы, то и само искусство стало
чем-то побочным, предметом развлечения, которому невозможно посвящать ни
много времени, ни много денег. Не будучи более предметом необходимости, оно
может быть только ремесленным и подражательным. Нет в настоящее время ни
одного народа, который бы имел национальное искусство, и каждый в
архитектуре, как в скульптуре, живет только более или менее удачными копиями
с отдаленных времен.
Искусство -- только низший род промышленности, когда оно перестает быть
выражением потребностей, идей и чувств известной эпохи. Я удивляюсь теперь
искренним произведениям наших средневековых художников, рисовавших святых,
рай и ад -- предметы очень существенные тогда и составлявшие главный центр
существования; но когда художники, у которых уже нет настоящих верований,
покрывают наши стены теми же сюжетами, силясь вернуться к технике другого
века, то они делают только жалкие подражания, совершенно не интересные для
настоящего времени и которые будет презирать будущее. Милые наивности
ребенка вызывают отвращение, когда им начинает подражать старик.
То, что сейчас сказано нами о живописи, приложимо и к нашей
архитектуре, пробавляющейся в настоящее время подражаниями формам,
соответствующим потребностям и верованиям, каких у нас уже нет. Единственная
искренняя архитектура наших дней, потому что она только одна соответствует
потребностям и идеям нашей цивилизации, -- это архитектура пятиэтажного
дома, железнодорожного моста и вокзала. Это утилитарное искусство также
характерно для известной эпохи, как были некогда готическая церковь и
феодальный замок; а для будущей археологии большие современные гостиницы и
готические соборы будут представлять одинаковый интерес, потому что они
будут последовательными страницами тех каменных книг, которые оставляет
после себя каждый век, и вместе с тем, она отбросит с презрением, как
негодные документы, жалкие подделки, составляющие все современное искусство.
Ошибка наших художников заключается в том, что они желают оживить
формулы, соответствующие эстетическим потребностям и чувствам, каких у нас
уже нет. Наше жалкое классическое воспитание набило их головы отжившими
понятиями и внушает им эстетический идеал, совершенно не интересный для
наших дней. Все меняется с веками -- люди, их потребности и верования. Во
имя каких принципов решаются утверждать, что одна только эстетика не
подчиняется закону развития, который управляет вселенной? Каждая эстетика
|