общее преследование, которым подвергался весь католический культ, можно было
думать, конечно, что старые религиозные идеи потеряли окончательно свою
власть. А между тем, прошло лишь несколько лет после этого, и отмененный
культ был восстановлен вследствие общих требований. Вытесненные на время
традиции снова вернули свое царство.
В докладе бывшего члена конвента Фуркруа, цитированном Тэном, говорится
об этом отношении вполне определенно:
"Повсеместное празднование воскресного дня и посещение церквей
указывает, что масса французов желает возвращения к прежним обычаям, и
теперь не время противиться этой национальной склонности... Огромная масса
людей нуждается в религии, культе и священниках. Ошибка нескольких
современных философов, в которую я и был вовлечен, заключалась именно в том,
что они полагали, будто образование, если оно достаточно распространится в
народе, может уничтожить религиозные предрассудки. Эти предрассудки служат
источником утешения для огромного числа несчастных... Надо, следовательно,
оставить народной массе ее священников, ее алтари и культ".
Ни один пример не показывает лучше этого, какую власть имеют традиции
над душой толпы. Не в храмах надо искать самых опасных идолов, и не во
дворцах обитают наиболее деспотические из тиранов. И те, и другие могут быть
разрушены в одну минуту. Но истинные, невидимые властелины, царящие в нашей
душе, ускользают от всякой попытки к возмущению и уступают лишь медленному
действию веков.
*3. ВРЕМЯ
В социальных, как и в биологических, проблемах одним из самых
энергичных факторов служит время. Время является единственным истинным
творцом и единственным великим разрушителем. Время воздвигло горы из
песчинок и возвысило до степени человеческого достоинства безвестную клетку
геологических эпох. Достаточно вмешательства веков для того, чтобы
какое-нибудь явление подверглось полному изменению. Справедливо говорят, что
муравей мог бы сгладить Монблан, если б только ему было дано на это время.
Если бы какое-нибудь существо получило магическую власть изменять течение
времени по желанию, то эта власть была бы равносильна могуществу, которое
приписывается верующими только Богу.
Мы ограничимся здесь рассмотрением влияния времени на генезис мнений
толпы. В этом отношении действие его очень велико, и ему подчиняются такие
великие силы, как расы, которые не могли бы образоваться без него. Время
способствует возникновению, развитию и уничтожению верований; время дает им
силу и могущество, и время же лишает их и того, и другого. Время
подготавливает мнения и верования толпы или, по крайней мере, почву, на
которой они могут развиваться. Вот почему некоторые идеи могут быть
осуществимы только в известные эпохи, так как они развиваются и возникают
вовсе не внезапно и не случайно, и корни каждой из них можно найти в очень
отдаленном прошлом. Если наступает расцвет этих идей, значит время
подготовило его. И генезис этих идей становится понятен лишь если мы
обратимся к прошлому. Идеи -- это дочери прошлого и матери будущего и всегда
-- рабыни времени!
Таким образом, нашим истинным властелином является время, и нам надо
только предоставить ему действовать, чтобы видеть перемену во всем. В
настоящий момент нас тревожат грозные притязания толпы и те разрушения и
перевороты, которые они, по-видимому, готовят нам. Но время позаботится о
том, что бы восстановить равновесие. "Никакой режим не возник в один день,
-- говорит Лавосс. -- Политические и социальные организации создаются
веками. Феодализм существовал в бесформенном и хаотическом виде в течение
многих веков, пока не подчинился известным правилам. Абсолютная монархия
существовала также многие века, пока не найден был правильный
|