Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
побудительных факторов к разряду внутренних мотивов. Сам субъект является конечной
причиной тех идей, которые начинают поглощать его мотивационную энер-
202
гию. Появление этих идей обусловлено внешними по отношение к личности объективными
обстоятельствами, заданными проблемной ситуацией, прочерченной логикой эволюции познания.
Улавливая значимость этой ситуации и прогнозируя возможность справиться с ней, субъект
бросает свои мотивационные ресурсы на реализацию зародившейся у него исследовательской
программы.
Мотивационная сфера жизни человека науки, как и любого
другого, имеет иерархическую структуру со сложной динамикой переходов от "внешнего" к
"внутреннему". Сами термины, быть может, неудачны, поскольку всякий мотив исходит от
личности, в отличие от стимула, который может быть и внешним по отношению к ее
устремлениям.
Внутренней мотивацией следует считать тот цикл побуждений субъекта, который создается
объективной, независимой от этого субъекта логикой развития науки, переведенной на язык его
собственной исследовательской программы. В то же время, прослеживая мотивационную
"биографию" ученого, следует принимать во внимание важную роль для его будущего выбора
внешних обстоятельств.
Как-то в руки молодого Ухтомского попала книга о молодом враче, решившем для пользы науки
произвести над собой последний опыт - вспороть по японскому способу живот и детально описать
свои ощущения. Когда соседи, заподозрив неладное, выломали дверь и ворвались в комнату, врач,
указывая на свои записки, попросил передать их в научное учреждение: "Яркое художественное
описание страданий сочеталось со светлым сознанием того, что своими страданиями можно
приоткрыть завесу над тайной смерти. Все это ошеломило меня. Книга о враче-подвижнике
сыграла значительную роль в определении моих
интересов к физиологии", - вспоминал Ухтомский.
Мало кому известно, что И. П. Павлов, став военным медиком, был (как и Сеченов) первоначально
мотивирован на изучение психологии. Из его писем к невесте узнаем, что у него "были мечтания"
заняться объективным изучением психологии молодых людей. С этой целью он завел несколько
знакомств с гимназистами, начинающими студентами. "Буду вести за их развитием протоколы, -
писал он, - и таким образом воспроизведу себе критический период с его опасностями и ошибками
не на основе отрывочных воспоминаний, окрашенных временем, а объективно, как делают в
физиологии" (Павлов, 1951).
Это писалось в годы, когда на Западе об объективном методе изучения развития личности, да еще
с целью открытия критических периодов в этом развитии, никто не помышлял. Вскоре
203
отказался от своих "мечтаний" и сам Павлов. В объективной логике научного познания, а тем
самым и для внутренней мотивации, способной подвигнуть на реализацию замысла, предпосылки
еще не созрели. Но "внешний мотив", связанный с замыслом приложения объективного метода
(как в физиологии) к поведению, трансформировался через два десятилетия в программу особой
"экспериментальной психологии" (именно под этим именем Павлов представил первоначально
перед мировой научной общественностью свое учение о высшей нервной деятельности).
Сам ученый часто не осознает мотивов, определивших его выбор. Что побудило, например, И. П.
Павлова, прославившегося изучением главных пищеварительных желез, которое принесло ему
Нобелевскую премию, оставить эту область физиологии и заняться проблемой поведения? Он сам
связывал этот переход с испытанным в юности влиянием сеченовских "Рефлексов головного
мозга". Осознавал ли он, однако, мотивационную силу сеченовских идей на рубеже XX столетия, в
те годы, когда в его научных интересах и занятиях совершился крутой перелом, т. е. когда он
приступал к разработке учения об условных рефлексах? Есть основания ответить на этот вопрос
отрицательно.
Так, выступая в 1907 г. в Обществе русских врачей на заседании, посвященном памяти Сеченова,
Павлов указал в числе заслуг последнего открытие центрального торможения и инертности
нервного процесса, но даже не упомянул о распространении принципа рефлекса на головной мозг
и его психические функции (Павлов, 1951). А ведь к тому времени уже сложилась и широко
применялась основная схема Павлова. Итак, исследование условных рефлексов шло полным
|