Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
классической завершенности. Структура ДНК все равно была бы изучена, но, не будь работы
Уотсона и Крика, это была бы растянутая во времени многотрудная серия небольших открытий,
перемежающихся с ложными предположениями и теориями" (цит.по: Лук, 1982).
Споры возникают вокруг социальной значимости как одного из критериев гениального результата.
Одни, например П. Сорокин, считают, что гениальность определяется величиной влияния на
современников, независимо от знака "плюс" или "минус". Другие утверждают, что необходимым
признаком гениальности является гуманистическая, нравственная направленность деяния. Вопрос
этот представляется очень актуальным, когда речь идет о выдающихся политиках. Вряд ли у кого-
то повернется язык назвать деятельность Гитлера гениальной, хотя ее влияние на общественно-
исто-
246
рические процессы несомненно и очень велико. Но проблема эта оказывается значимой и для
науки. Можно ли назвать гениальными изобретения в области новых вооружений, средств
уничтожения людей? Если исходить из определения творчества как создания "социально
значимого" продукта, то да; если же как "социально полезного", то нет. И тогда можно
согласиться с одним из авторов, который сказал, что "атомная бомба - изобретение гениев, но это
не гениальное изобретение" (Гончаренко, 1991).
Таким образом, гениальное открытие - такое, которое за счет своей новизны, значимости
(полезности) и мастерства исполнения приводит к появлению качественно нового видения
картины мира, нового потенциала и тенденций развития науки.
Р. Элберт полагает, что непременными спутниками и признаками гениальности являются большая
или меньшая непредсказуемость содержания творчества, а также его высокая продуктивность -
как по длительности, так и по объему. Однако сколько бы трудов ни написал ученый, не случайно
его имя связывается с каким-то одним, наиболее ярким достижением, все же остальные являются
либо прелюдией к нему, либо его развитием. Так, Д. И. Менделеев - прежде всего автор
периодического закона;
И. М. Сеченов - знаменит открытием центрального торможения; Эйнштейн - "отец" теории
относительности и т. д.
Можно понять неудовлетворенность читателя, который скажет, что приведенные выше критерии
оценки гениальности очень размыты. И он абсолютно прав. Но, во-первых, иных способов оценки
научного результата, кроме как ретроспективно, по его влиянию на последующий ход развития
науки и общества, нет. Во-вторых, строго оценить и сравнить между собой степень влияния
разных открытий практически невозможно, хотя бы потому, что они затрагивают самые разные,
порой не соприкасающиеся стороны социального бытия. В-третьих, гениальный результат
представляет собой некое новое качество, которое описывается в терминах "совершенства",
"оригинальности" и т. п., т. е. таких, которые практически не поддаются строгой опера-
ционализации и количественной оценке.
Исследователи научного творчества осознают нестрогость используемых критериев, которая
особенно дает о себе знать, как только встает вопрос о том, чей вклад персонально можно считать
гениальным. История науки насчитывает десятка два ученых, гениальность достижений которых
является общепризнанной (Ньютон, Леонардо да Винчи, Эйнштейн, Дарвин, Галилей и ряд
других). В отношении же большинства других результатов такого единодушия нет, а потому в
перечнях гениальных достижений можно встретить самые разные открытия и имена.
247
До сих пор речь шла о гениальном творении. Теперь же нужно вернуться к вопросу, который был
поставлен выше: является ли гениальное творение признаком гениальности его автора?
В науке принято различать два вида открытий: те, которые могли быть сделаны на основе
постепенного накопления знаний', и те, которые преодолевают пропасть из незнания в знание
одним броском. Если руководствоваться приведенным выше определением, то, строго говоря,
только такое скачкообразное открытие и может считаться гениальным. И среди факторов,
делающих возможным этот скачок, огромная роль принадлежит личностно-психологическим
особенностям ученого.
Ведь для того, чтобы гениальное открытие стало явью, требуется сочетание как минимум двух
предпосылок: 1) наличие принципиальной возможности выйти на этот качественно новый уровень
знаний имеющимися на тот момент познавательными средствами (т. е. логико-научные
|