Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
предпосылки) и 2) наличие ученого, который был бы способен вобрать в себя все противоречия
развития данной дисциплины и разрешить их на более высоком уровне. Иными словами, его
собственное, индивидуальное, личностное "надсознательное" должно уловить едва заметные
признаки дальнейшего движения логики науки и угадать, увидеть контуры будущего, которые еще
пока едва различимы.
Особенности творческого процесса - используемые оригинальные способы и средства познания,
стиль мышления - определяются как характеристиками самого индивида, так и объектом
мышления. И способы эти должны быть не только оригинальны сами по себе, но и адекватны
объекту - его сущности, свойствам и связям. Лишь при созвучии, соответствии склада
познавательной деятельности ученого особенностям познаваемого объекта можно проникнуть в
глубинные сферы знания о нем.
Ни сама по себе логика развития науки, ни сами по себе психологические свойства личности не
гарантируют появления выдающихся результатов. Гениальное открытие становится возможным в
результате их совпадения и в этом смысле является случайностью.
Конечно, история науки не знает слов "если бы...". Но что если представить себе, что великий
Эйнштейн родился бы на 100 лет раньше или избрал бы для себя не физику, а биологию?
Думается, что никто не взял бы на себя смелость однозначно утверждать, что из него получился
бы великий биолог. По сути дела гений - это человек, оказавшийся способным достичь вы-
' А. Маслоу говорил, что наука - это метод, с помощью которого даже нетворческие люди могут
творить.
248
сочайшего научного результата в данное время в данной научной дисциплине. И значит, гений и
гениальное творение оказываются неотделимыми друг от друга.
§ 3. Факторы становления гениального ученого
Вот почему бессмысленно говорить о врожденной гениальности, равно как и о распознавании или
воспитании гениев. Речь может идти о высокой одаренности как об одной из предпосылок
появления гения, об условиях, которые способствуют формированию определенных качеств
личности, облегчающих процесс познания и творчества, но нельзя создать "питомник для гениев",
откуда бы выходили ученые, готовые завтра сделать выдающееся открытие.
Как складываются особые личностные характеристики конкретного ученого, откуда они берутся -
это вопрос другой, и в каждом отдельном случае требуется проанализировать индивидуальную
историю жизни ученого, чтобы понять, почему именно он оказался способен на данное открытие.
Уяснить, без чего гениальная личность не может появиться, не менее важно, чем дать ее строгое
определение. К числу необходимых (но недостаточных) предпосылок становления гения Н. В.
Гончаренко относит 4 фактора: 1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия; 3) ближайшее
окружение; 4) ситуация в обществе в целом (Гончаренко, 1991).
То, что гений - это всегда наполовину талант, а наполовину труд, известно всем. И о том, что
определенный уровень умственных способностей и соответствующая мотивация (т. е. факторы 1 и
2) необходимы любому ученому, уже говорилось в разделе, посвященном интеллекту. Также всем
известно, что для полноценной реализации заложенных задатков требуются благоприятные
условия, поощряющие творчество, раскрепощающие дух и мысль.
Факторы, благоприятствующие развитию будущего гения, практически не отличаются от таковых,
необходимых для становления любого ученого: это такие ситуации и отношения с окружающими
людьми, в которых индивид проявляет себя как зрелая личность, сама намечающая свои цели и
принимающая за них ответственность; это все, что способствует формированию его
независимости и самостоятельности.
Поэтому условия, благоприятные для развития гения, чаще всего не являются благоприятными в
обычном понимании, то есть щадящими, комфортными, тепличными. Обычная история жизни
гения - это история преодоления трудностей. Причем
249
трудностей не столько материального характера или в виде внешних препятствий (хотя и это
бывает), сколько внутренних, связанных с преодолением собственных недостатков, с
переживанием значимых для данного человека событий, требующих от него рефлексии, т. е.
размышления по поводу причин, мотивов и последствий своих поступков.
Немало гениев происходит и из нормальных семей, для которых характерно заботливое, теплое
|