Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
отношение к детям. Но помимо любви и ласки, непременным условием становления человека
исключительного дарования в такой семье было уважение к нему как к личности, проявлявшееся
буквально с первых лет его жизни.
Как ни парадоксально, но самой неблагоприятной ситуацией для развития гения является не
борьба, не трудности, не пестование и опека, но полное равнодушие и безразличие, на которые
невозможно ни опереться, ни бороться против них. Причем это относится как к ближайшему
окружению, так и к более широким общностям, например к научному сообществу или какой-то
его части. ,
Даже на уровне общества в целом, считают Дж. Гоуэн и М. Ол-сон, выдающемуся человеку легче
появиться и проявиться в переломные эпохи, поскольку они требуют от человека напряжения
душевных сил и стимулируют развитие его творческой мысли (Gowen, Olson, 1979). Так что те,
кто считает, что можно вырастить в себе гения, удалившись от суеты и отгородившись от внешних
событий книгами и научными экспериментами, рискуют потерять важный стимул для развития
своих творческих способностей.
И все же поиск общих закономерностей и факторов развития гениальных ученых никогда не
сможет завершиться созданием законченной картины, вмещающей в себя все случаи и вс¸ нюансы
их появления и творчества. Для каждого конкретного научного гения и сочетание, и "вес" разных
факторов, как внешних, так и внутренних, будет различен, и то, что определило появление одного
гения, окажется второстепенным для другого. Так что можно и нужно создавать условия,
способствующие высвобождению личностного и интеллектуального потенциала индивида,
воспитывающие независимость и самостоятельность в мыслях и поступках, но нельзя
гарантировать, что все эти усилия в конечном итоге завершатся появлением хотя бы одного
гениального ученого.
 
Часть IV. Скрытое лицо науки
Как ни странно, наука, которой свойственно разрушать всевозможные мифы, исторически
начинается именно с них, причем с мифов не только о природе, таких, как геоцентрическая модель
Вселенной, алхимия и т. п., но и о себе самой. Среди последних - мифы о том, как осуществляется
научное познание, формирующие основу его идеологии со времен закладывания оснований науки
нового времени. Они нашли выражение в образах научного познания как чтения "книги природы",
а ученого - как обитающего в "башне из слоновой кости", укоренены в самосознании науки и в
представлениях о ней, распространенных в обществе. Соответствуют ли эти представления
реальности - действительно ли ученые читают "книгу природы" и живут в "башне из слоновой
кости" ?
Глава 1. Читая "книгу природы"
Образ научного познания, выражающий этот миф, базируется на шести основных убеждениях.
1. Научное знание основано на твердых эмпирических фактах.
2. Теории выводятся из фактов (и, следовательно, вторичны по отношению к ним).
3. Наука развивается посредством постепенного накопления фактов.
4. Поскольку факты формируют основания нашего знания, они независимы от теорий и имеют
самостоятельное значение.
5. Теории (или гипотезы) логически выводятся из фактов посредством рациональной индукции.
6. Теории (или гипотезы) принимаются или отвергаются исключительно на основе их способности
выдержать проверку экспериментом (Weimer, 1976).
Весь многообразный опыт науки, однако, свидетельствует о том, что подобный образ имеет мало
общего с реальностью.
§ 1. Немые факты
Описанный образ научного познания приходит в противоречие с реальностью уже на его первом
и, как принято считать,
251
 
наиболее элементарном этапе - этапе наблюдения, результаты которого выражают свойства не
только наблюдаемого объекта, но и наблюдающего субъекта и, таким образом, попадают под
влияние психологических факторов. Прежде всего это наиболее элементарные, психосенсорные
качества. "Ученый - это не видеокамера и не магнитофон", - справедливо констатирует А. Маслоу
(Maslow, 1966, р. 122). Наблюдение и его результаты зависимы от состояния органов чувств
наблюдателя, от колебания их чувствительности и разрешающей способности (Зотов, 1973, с. 36).
Hosted by uCoz