Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
многолетними и многочисленными исследованиями в этой сфере. Вынесенный "приговор" гласил,
что общие и специальные способности интеллекта имеют на удивление скромное отношение к
случаям выдающихся достижений. Ученому требуется определен-
11-
163
ный и довольно высокий порог интеллекта; но для тех, кто его перешел, шанс стать выдающимся
ученым остается весьма незначительным.
В настоящее время, пройдя пик своей популярности, тесты интеллекта и творческих способностей
продолжают применяться, однако сфера их использования имеет достаточно четко очерченные
границы. Они используются в основном в научных исследованиях либо выполняют роль
вспомогательного инструмента наряду с другими психологическими методиками.
В адрес исследователей творческого мышления и интеллекта все чаще слышатся критические
замечания. Не отрицая важности экспериментально-психологических исследований творчества,
некоторые оппоненты считают, что их результаты малопригодны для понимания реального
творческого процесса, потому что, во-первых, они имеют дело с искусственно созданными
ситуациями и, во-вторых, не учитывают особенностей решаемой человеком задачи, того
предметного поля, в котором проводится поиск нужного решения.
Действительно, экспериментальные проблемные ситуации и исследовательская деятельность,
которой занимается ученый в своей повседневной работе, обладают совершенно разным мо-
тивационным потенциалом, т. е. побуждением к действию. Согласие участвовать в эксперименте и
процесс решения экспериментальной задачи мотивированы побуждениями совсем иного рода,
нежели профессиональная научная деятельность и разработка серьезной научной проблемы.
Испытуемые соглашаются участвовать в эксперименте по разным причинам: одному интересна
сама ситуация эксперимента, другой хочет проверить свои способности, третий - из желания
сделать приятное экспериментатору и т. п. Чем бы конкретно ни руководствовался при этом
испытуемый, его мотивы в любом случае будут преходящи, ситуативны и неглубоки, так как
процесс решения задачи в эксперименте очень слабо связан с основными видами
жизнедеятельности большинства людей, с тем, что действительно значимо для них. Поэтому успех
или неудача в эксперименте не приносят ни большого удовлетворения, ни сильного огорчения,
ибо этот результат никак не отражается на достижении жизненно важных целей и не может
всерьез поколебать самооценку личности. В этих условиях некоторые испытуемые довольно
быстро теряют стимулы к работе: как только удовлетворено их любопытство или возникло
ощущение, что они уже достаточно сделали для экспериментатора.
Иное дело научная проблема. Она, как правило, формулируется самим ученым, который исходит
из результатов предыду-
164
щих исследований, собственных научных интересов, оценки перспектив разработки этой
проблемы, в том числе для своей карьеры. Но даже если она возникает под влиянием социального
заказа или иных внешних факторов, в любом случае исследователь вынашивает ее, адаптирует к
своим интересам и воспринимает как собственное детище. Решение проблемы включено в общую
систему мотивации научной деятельности, существующую у данного человека, и от успеха в ее
решении порой зависят карьера, престиж, будущее ученого.
Научная деятельность направляется и такими мощными стимулами, как интерес к проблеме,
увлеченность самим процессом познания, исследования. Кроме того, ученый не просто решает ту
или иную проблему, но каждый раз доказывает себе и другим, чего он стоит как профессионал, а
потому оценка другими учеными результата его деятельности напрямую затрагивает важную
составляющую личности - ее самооценку. Мотив поддержания самооценки является
немаловажным дополнительным фактором, стимулирующим любую профессиональную
деятельность. Все это так называемые смыслообразующие мотивы, которые сопряжены с
глубинными компонентами личности: ее жизненными целями, ценностями и ожиданиями, т. е. со
всем тем, что составляет смысл деятельности каждого человека, тем, ради чего он живет. Потому
и воздействие этих мотивов куда интенсивнее и длительнее. Бывает, ученый бьется над решением
одной проблемы всю жизнь или настолько увлекается исследовательской работой, что
|