Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
оказывается практически потерянным для всех других сфер жизни.
Вот эту-то мотивационную составляющую научного творчества невозможно смоделировать ни в
каком эксперименте. Она проявляется только в настоящей исследовательской деятельности, и
поэтому любой эксперимент по изучению творческого мышления всегда неизмеримо беднее,
нежели реальный процесс творчества. В свете этого экспериментальные исследования творчества
необходимо было бы дополнить "полевыми" данными, полученными путем наблюдения или
ретроспективного анализа протекания творческого процесса в естественных условиях у ученых
прошлого и настоящего.
Но это лишь одна сторона проблемы. Другая состоит в том, что мыслительный процесс в
огромной степени направляется и регулируется содержанием проблемной ситуации. Одно дело -
задача с шестью спичками и совсем другое -- проблема из области квантовой механики. Они
различаются не только по уровню трудности и количеству переменных, которые должны быть
учтены, но и по степени неопределенности, в условиях которой рабо-
165
тает исследователь. Как правило, реальные исследовательские проблемные ситуации
подразумевают возможность не одного, а нескольких решений, и "правильное" решение - если оно
вообще существует - заранее никому не известно. Не надо обладать специальными знаниями,
чтобы понять, что стратегия и тактика действий в обоих случаях будет принципиально
различаться.
В то же время если психология хочет получить действительно реальную, объемную картину
творчества, она с необходимостью должна включить в сферу своего анализа исследование того,
как разные типы задач, особенности изучаемого объекта или явления влияют на процесс
творческого мышления.
Г. С. Альтшуллер справедливо отмечает, что вопросы типа "как надо охотиться?" или "как играть
на музыкальных инструментах?" сразу вызовут встречные вопросы: на кого охотиться? на каком
инструменте играть? Игра на флейте, рояле, скрипке - принципиально разные виды игры, точно
так же как охота на китов, тигров или волков - разные виды охоты. Почему же творчество - куда
более сложный процесс - позволительно изучать безотносительно к характеру решаемой задачи и
распространять выводы, полученные в частных ситуациях, на всю область решения творческих
задач? По мнению Альтшуллера, невнимание к подобным "мелочам" может привести к
глубочайшим заблуждениям в понимании механизмов творческого процесса (Альтшуллер, 1979).
Одновременно хотелось бы предостеречь и от другой крайности: объяснять все особенности
творчества исключительно характеристиками задачи, предметного содержания. Истина, как
обычно, находится где-то посередине.
Творит и мыслит личность, по-своему уникальная, обладающая только ей присущими
особенностями интеллекта, стиля мышления, личной истории и опыта. Но мыслит она всегда по
поводу вполне определенной задачи, которая модифицирует и как бы приспосабливает к себе уже
имеющиеся стратегии и тактики решения, провоцирует выработку новых эвристик, направляет
процесс поиска новой информации.
Несмотря на то, что исследования мышления и интеллекта ученых, проведенные в 20-60-е годы, в
целом не достигли тех целей, ради которых они первоначально предпринимались, они тем не
менее сыграли свою позитивную роль в понимании природы научного творчества. Прежде всего,
благодаря им стало ясно, что творчество не сводится к творческому мышлению, так же как
творческая способность не сводима только к характеристикам интеллекта, ибо она присуща не
интеллекту как таковому, а личности в целом;
166
§ 4. Новые подходы к изучению творческого интеллекта ученых
Психологи, занимающиеся проблемой творческого интеллекта, ищут новые критерии
креативности. Один из них был предложен Д. Б. Богоявленской, которая выделила комплексную
единицу изучения творческого потенциала, названную ею "интеллектуальной активностью"
(Богоявленская, 1983). По мнению исследовательницы, творческая способность является
результирующей двух факторов, одинаково необходимых для нее: собственно интеллектуального
(уровня умственных способностей) и мотивационного. Роль последнего состоит, в частности, в
том, чтобы активизировать, заряжать энергией познавательные функции, включая их в контекст
значимой для личности деятельности и придавая им тем самым цель и смысл. Ведь интеллект и
|