Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
мышление - лишь средства, инструменты реализации личностных целей, значит, и мыслительный
процесс инициируется и регламентируется на уровне личности, в частности через систему
присущих ей мотивов.
; Интеллектуальная активность (ИА) определяется Богоявленской как интеллект, преломленный
через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует проявление
умственных способностей. Ею были разработаны специальные задачи и процедура эксперимента,
которые в определенной степени моделировали исследовательский процесс, поскольку в скрытом
виде содержали в себе 3 возможных варианта действий:
1) простое многократное решение предлагавшихся задач (сти-мульно-продуктивный уровень ИА);
2) выделение обобщенных способов решения разных типов задач и в дальнейшем действие с ними
"по схеме" (эвристический уровень ИА); 3) выявление закономерности, ответ на вопрос о том,
какой принцип лежит в основе всех задач и почему (креативный уровень ИА).
Надо отметить, что в инструкции испытуемых просили решить задачу и не более того. Переход к
обобщениям и поиску закономерностей никак не стимулировался извне и мог быть
исключительно собственной инициативой испытуемых. По характеру действий с задачами
испытуемые достаточно четко распределились по трем указанным группам. При этом внутри
одной и той же группы оказались люди с разными показателями умственных способностей,
измеренными традиционными способами.
По мнению Богоявленской, уровень ИА, свойственный человеку, является относительно
постоянной характеристикой и отражает степень креативности субъекта. Уровень
интеллектуальной активности, выявленный в эксперименте, хорошо коррелирует с творческими
достижениями испытуемых в реальной жизни.
167
Помимо того, что данный подход акцентирует и наглядно показывает роль мотивационно-
целевого фактора в творческом мышлении, он обращает внимание на еще один очень важный
момент. Творческая способность в науке проявляет себя не только в умении решить задачу, но и в
умении ее увидеть, поставить, корректно сформулировать.
У людей наиболее творческих ИА принимает форму интеллектуальной инициативы, когда
мыслительная деятельность продолжается за пределами, необходимыми для решения задачи. Если
вспомнить определение творчества, согласно которому его отличает внутренняя, исходящая от
субъекта заданность целей, средств и способов осуществления (Яценко, 1991), то становится ясно,
что эта на первый взгляд избыточная, "лишняя" активность действительно может служить одним
из критериев творческой работы ученого (Богоявленская, 1990).
Однако и в этих экспериментах ученый все же оказывается вырванным из естественного,
жизненного контекста своей деятельности.
Но постепенно и эмпирические, и философские исследования творчества выходят на новые
уровни понимания проблемы, связывая его с личностным, предметным и социальным контекстом
научной деятельности. Комплексное изучение творчества требует не только новых подходов, но и
методов, которые позволили бы исследовать его в естественной среде, так сказать, in
vivo. He
случайно в последние годы все чаще раздаются голоса в пользу применения в психологии науки
метода анализа случаев (case-study method), суть которого состоит в тщательном анализе жизни и
личности ученого во взаимосвязи всех ее аспектов, реконструкции всех обстоятельств какого-либо
открытия или иного научного события.
Горячим сторонником такого подхода является американский психолог X. Грубер. Он считает, что
сила экспериментального метода состоит в установлении закономерных отношений между
небольшими группами переменных, а преимущества метода случаев - в возможности изучения
взаимодействия между сложными группами факторов (Gruber, 1977).
В отечественной психологии науки метод такой реконструкции биографии ученого давно и
успешно применяется М. Г. Ярошевским (Ярошевский, 1981; 1993; Ярошевский, Чеснокова, 1976).
В качестве основополагающих принципов анализа творчества М. Г. Ярошевский вводит историзм
и предметность.
Предметность означает введение в контекст психологического анализа творчества особенностей
научной дисциплины, в которой действует субъект: уровня знания, накопленного данной
168
|