Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
наукой, способов его построения, наличных средств познания. Традиционно анализ
содержательной стороны творчества приходился на долю истории науки, которая изгоняла из
своих исследований психологию, объясняя феномены науки почти исключительно логикой
развития познания. Психология науки платила ей той же монетой, пренебрегая содержательным
аспектом научной деятельности и выводя появление идей или открытий непосредственно из
особенностей личности, творческого мышления, интеллекта и т. д.
Принцип историзма акцентирует временную изменчивость не только научного знания и методов,
но и внутренней структуры личности, свойств ее ума и характера, способов восприятия личностью
окружающего мира и своего места в нем (Ярошевский, 1969).
Приложение этих принципов к изучению психологии творчества таких ученых, как И. П. Павлов,
И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, привело к открытию ряда новых феноменов: идеогенеза,
надсознательного, категориальной апперцепции, оппонентного круга и др., позволяющих по-
новому взглянуть на движущие силы творческого мышления, его внешние и внутренние
детерминанты.
Расшифровка данных понятий и опыт их приложения к изучению творческого мышления,
личности и структур интеллекта конкретных ученых представлены в главе "Параметры личности
исследователя" настоящего пособия.
Глава 2. Психологические особенности личности ученого и их формирование
Когда потенциал исследований творческих способностей в структуре интеллекта был в основном
исчерпан, когда стало ясно, что уровень развития интеллекта или отдельных его структур не
может служить надежным критерием отличия ученого от неученого, продуктивного ученого от
менее продуктивного, поиск дифференцирующих признаков был перенесен в область личностно-
психологических особенностей.
В психологии сложилась традиция рассматривать интеллект, который, строго говоря, входит в
структуру личности в ее широком понимании, отдельно от других личностных характеристик. К
"другим" характеристикам обычно относят личностные черты - устойчивые, повторяющиеся в
разных ситуациях особенности поведения и мотивацию - побуждения, направляющие и
регулирующие поступки и деятельность человека.
169
Проблема личности была и остается одним из наиболее интересных и дискуссионных разделов
психологии. Именно в этой области существует самое большое количество теорий и подходов, по-
своему объясняющих структуру, динамику и природу личности.
Сложность самого феномена личности порождает сложность его определения и изучения.
Большинство авторов даже избегает давать дефиницию понятия "личность", ограничиваясь
подробным перечислением того, что в нее входит или не входит. В конкретно-прикладных целях,
в том числе в практике диагностики, часто пользуются описательным представлением о личности
как совокупности индивидуально-психологических характеристик, сродни тому, которым
руководствуется любой не знакомый с психологией человек, когда на вопрос о ком-то "Что он
собой представляет?" начинает перечислять его качества: добрый, застенчивый, отзывчивый,
агрессивный и т. п.
По принципу выделения личностных черт построено большинство используемых в настоящее
время личностных опросников. Они либо измеряют одну черту, например локус контроля,
тревожность, агрессивность, либо показывают личностный профиль - сравнительную
выраженность разных черт у одного испытуемого (таковы 16-факторный опросник Кеттэлла,
MMPI).
Разумеется, все многообразие концепций личности, а также противоречия во взглядах на нее
находят свое отражение и в исследованиях личности ученого.
Вопрос о специфических свойствах человека науки занимал умы исследователей уже тогда, когда
изучение научного творчества только зарождалось. Начало его изучению положил знаменитый Ф.
Гальтон своей книгой "Люди науки: их природа и воспитание", им интересовался известный
химик В. Оствальд, ему отдали дань многие другие ученые-естествоиспытатели и психологи. Но
расцвет исследований личности ученого начинается с конца 50-х годов нашего века, когда, как
уже отмечалось, поиск творческих способностей переносится в сферу личности и ее мотивации.
Большинство работ по этой проблеме можно отнести к одному из трех направлений: 1) выявление
комплекса личностных качеств, специфичных для ученых; 2) изучение мотивации научной
деятельности и ее влияния на продуктивность; 3) анализ факторов, ответственных за появление
|