ошибку, полагая, что возлюбленный в чем-то обязан нам уже только потому, что его любят. Эта
ошибка, кажется, заложена каким-то образом во всю систему нашего мировосприятия. Это идет
еще с детства и семейных взаимоотношений, где, действительно, любовь одного почти
приравнивается к обязательству другого. Взрослый человек хранит это ощущение с детства.
Возникающие при этом крайности группируются вокруг мысли: «Ты должен делать то-то и так-то,
потому что я люблю тебя». В связи с этим часто используются более жесткие нотки в отношениях
между людьми, которые на самом деле питают друг к другу нежные чувства. Потребность во
власти одного из партнеров, который в силу своей собственной любви хочет соответствия другого
его «прокрустову ложу», с необходимостью требует, чтобы поступки партнера, его достижения и
чувства осуществлялись в рамках его желаний, «потому что он любит этого человека». Это легко
может превратиться в деспотизм, след которого встречается почти во всех любовных
взаимоотношениях.
Таким образом, мы видим, как тот же самый фактор, присутствующий в семейной жизни,
так или иначе всегда ведет к нарушениям и в товарищеских взаимоотношениях, а именно:
стремлению к власти и личному превосходству.
В человеческом обществе необходимо уважать свободу отдельной личности в той степени,
чтобы предоставить другому возможности свободного выбора. Тот, кто стремится к личному
превосходству, нарушает тем самым свою связь с сообществом. Он не хочет быть составной
частью целого, а желает подчинения других себе. Таким образом он, разумеется, разрушает
гармонию в жизни, в обществе и в отношениях с друзьями. Поскольку по своей природе никто не
хочет быть на положении постоянного раба, те, кто даже в любовных взаимоотношениях
стремятся к власти над другими, непременно встретятся с большими трудностями. Если они не
умерят свою
склонность к самонадеянности и превосходству в сексуальной жизни, тогда им
следует найти себе партнера, который бы подчинялся во всем; или им придется бороться с тем, кто
сам ищет превосходства и мечтает о личной победе. В случае подчинения любовь
трансформируется в рабство, в другом же случае будет иметь место постоянная борьба двух сил,
из-за которой гармония никогда не будет достигнута.
Выбор слабовольного партнера. Путей для достижения этого очень много. Некоторые
властные личности настолько трепетно относятся к своим амбициям, к своему могуществу, что
ищут себе только такого партнера, от которого не исходит опасности превосходства и который
всегда и во всем подчиняется сам. Это, безусловно, всегда никчемные люди с высокими
амбициями. Одержимость подобным стремлением к власти широко распространенное явление
в нашем обществе, которое наносит безмерный вред развитию человечества.
В свете этого можно понять достаточно часто повторяющийся странный феномен, когда
люди при выборе своего предмета любви опускаются на более низший и малоподходящий для них
социальный уровень. Например, изучая любовную линию жизни Гете, мы обнаружим, что этот
амбициозный человек был весьма неуверен в любовных отношениях. Озабоченный высшими
проблемами, он удивил свое окружение (Mitwelt) тем, что женился на кухарке. Поскольку мы
признаем и подчеркиваем равное достоинство всех людей, данный факт, естественно, не вызывает
нашего возмущения. Однако мы относимся к таким действиям как к выходящим за рамки
общепринятого и хотим понять их с точки зрения самого индивидуума, исследуя его конечную
цель.
Согласно нашим представлениям, только те люди могут составить пару, кто социально, по
своему образованию и подготовке к жизни больше подходят друг другу. Те же, чей выбор
выпадает из общих правил, относятся к
категории людей, которые воспринимают проблемы
любви с чрезвычайной нерешительностью и предрассудками, кто боится своего сексуального
партнера и, следовательно, ищет человека, в котором он предполагает меньше власти и силы.
Конечно, возможно и то, что некто уклоняется от общепринятых норм из-за силы характера. Но
это в основном происходит из-за его слабости.
Такой выбор кажется некоторым из этих осторожных людей чрезвычайно удачным
решением, но они не понимают, что их окончательное намерение это скрыть свои тайные
мотивы в любви и сексуальности, и убеждены в том, что здесь подразумевается только Купидон.
Но, как правило, подобное супружество оказывается не самым лучшим и имеет много
недостатков. Не то чтобы интеллектуально или социально «превосходящий» партнер будет
разочарован, или встретятся трудности социального порядка, когда «недостойный» партнер не
будет удовлетворять определенным требованиям семьи и общества. Эти и другие внешние
факторы могут быть устранены и преодолены, если смогут осознать окончательные намерения
«превосходящего» партнера. Но удивительно, что именно «недостойный» партнер не может долго
выносить то, как злоупотребляют его слабостью. Даже если он не понимает, что происходит, он
тем не менее не может избавиться от чувства, что к его недостаткам относятся не лучшим образом.
От этого чувства он переходит к своего рода мщению: попробует доказать, что он не хуже, чем его
партнер.
|